Зачем бизнес закупает дроны?

Есть ли у российских разработок потенциал в России и за рубежом?

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА или БЛА, они же дроны) представляют собой разновидность летательного аппарата, управление которым осуществляется дистанционно, без экипажа на борту. Диапазон цен на дроны может варьироваться от 1,3 тыс. долларов США за модель, разработанную для фотосъемки с воздуха, до 93 млн долларов за аппарат, подготовленный для военных целей.

Ранее модели БПЛА были предназначены исключительно для гособороны, постепенно техника набирала популярность среди обычных потребителей и в коммерции. По оценкам J'son & Partners Consulting, на гражданские беспилотники сейчас приходится 47% парка по всем странам. Суммарно к 2020 году мировой рынок дронов всех категорий составит 9,5 млрд долларов. В 2017-м этот показатель оценили в 7,8 млрд долларов.

По подсчетам J'son & Partners Consulting, в России рынок БПЛА составил 163 млн долларов по итогам прошлого года, к 2020-му он вырастет до 244 млн. Местные производители дронов заняли долю 10% в РФ и в дальнейшем могут отвоевать до 40% за счет роста продаж в коммерческом секторе.

Через несколько лет закупки дронов промышленниками могут вырасти в рамках проектов освоения Арктики, сообщают в своем докладе эксперты Союза промышленников и предпринимателей Заполярья и Координационного совета РСПП по развитию Северных территорий и Арктики.

«В целом беспилотные летательные аппараты с элементами искусственного интеллекта — одни из наиболее часто встречающихся отечественных разработок», — уточняется в материалах.

В последние годы возможности БПЛА активно используют в нефтяных и газовых компаниях РФ. Такие проекты для корпораций разрабатывают несколько предприятий, среди них под брендом Zala Aero работает «дочка» концерна «Калашников» — ижевское ООО «ЦТС». Компания разрабатывает и производит беспилотники самолетного и вертолетного типа, эти модели применяют для воздушного наблюдения при неблагоприятных внешних условиях в любое время суток. Дроны передают видеоизображение в режиме реального времени, могут поддерживать видеосвязь на расстоянии от 15 до 150 км (в зависимости от модели).

 «63 летных отряда, расположенных от Северного Кавказа до Сахалина, ежемесячно совершают более 2,5 тыс. вылетов на объектах топливно-энергетического комплекса. Общий налет беспилотных комплексов на объектах нефтегазовых компаний составляет более 180 тыс. км в месяц», — подсчитали в Zala Aero.

Так, с 2014 года такой услугой пользуется АО «Самотлорнефтегаз»: беспилотники круглосуточно патрулируют трубопроводы компании. Осенью 2018 года был анонсирован еще один такой контракт до 2022-го. В Zala Aero действует специальный учебный центр, где готовят операторов для управления дронами.

Похожий пример внедрения БПЛА в нефтегазовом комплексе можно наблюдать в «Газпроме»: беспилотники обследуют газопроводы корпорации в нескольких регионах. Так, в Свердловской области аппараты успели проверить уже более 4 тыс. км инфраструктуры. В целом, в период до 2020 года дроны будут следить за состоянием магистралей «Газпрома» в 12 городах России.

Электроэнергетические компании также нуждаются в БПЛА для диагностики и ремонта инфраструктуры. Сейчас энергетикам приходится выезжать «в поля», чтобы проверить и оценить состояние линий электропередачи (ЛЭП), и требуется специальная техника, чтобы специалист мог подняться до участка сетей, а также отключение электроснабжения на время работ.

Чтобы облегчить работу, снизить затраты и число аварий, специалисты самих концернов, а также стартапы подготавливают разработки под эти задачи. Так, например, концерн «Вега» (входит в «Росэлектронику» госкорпорации «Ростех») подготавливает новую модель коптера, который рассчитан на видеомониторинг линий электропередач (ЛЭП). 

По материалам INNOPROM.COM

Комментарии

Все новости рубрики Деньги и власть