Фотолетопись для одной деревеньки

...

Потрясающая фотовыставка «Будни архангельской деревни» открылась в Областном культурно­выставочном центре на минувшей неделе.

Проект мурманского фотографа, председателя Мурманского отделения Союза фотохудожников России Александра Степаненко захватывает не только ретроспективой – на протяжении почти 30 лет он снимал одних и тех же людей в Архангельской области, но и правдивостью бытописания. Это не просто документальная, а высокопрофессиональная художественная фотография. 

К сожалению, сам автор не смог приехать на вернисаж, но современные средства связи позволили ему записать обращение к курганским ценителям фотоискусства:

– Архангельскую деревню я снимал с 1987­го по 2015 год. А  в этом году сделал несколько интересных фотографий долгожителей деревни Малые Озерки. За последние 25 лет сгорела конюшня, разрушился телятник, нет работы, уезжает молодежь, умирают старики. Сейчас из постоянных жителей осталось 6–8 человек, кто­то живет на станции неподалеку. Я хотел показать проблему не только Малых Озерков, но и всей российской глубинки, а это сотни и тысячи деревень, которых уже нет на карте Советского Союза и России.

Познакомился я с семьей Штинниковых еще в начале 80­х годов прошлого века, когда служил в армии. Я был в увольнении, гулял, и хорошие люди пригласили меня в гости. И вот с 1983 года я стал близким  знакомым для них. Когда учился в МГУ, стал приезжать к этой семье в гости на майские праздники. Снимал на черно­белую пленку, поэтому получилась черно­белая графика, когда еще лежит снег, но уже тает на глазах. В итоге собрана большая фотолетопись Малых Озерков Плесецкого района Архангельской области. 

В 2015­м был выпущен фотоальбом «Будни Архангельской деревни». В него вошли не только фотоработы, но и воспоминания местных жителей. Заготовка дров, стирка, хождение по воду с коромыслом – в повседневности нет никакой вычурности, все натурально, естественно, без позерства. Вот бабушки на древних деревянных санях тащат флягу с водой, а на другом фото перебрасывают полешки, готовят баньку по­черному. Есть и светлое, и мрачное, как у классика: «без тени нет света». За праздничным столом собираются  улыбающиеся долгожители, и видно, как тени падают на лица, когда приходят они на погост к своим родным.  

Экспозицию на вернисаже высоко оценила искусствовед Любовь Кочарина, на которую выставка произвела теплое впечатление и даже вызвала чувство ностальгии:

– Вплетаются грустные нотки и печально думать, что деревни эти брошенные. Судьба северных и сибирских деревень воспринимается невероятно трагически. В работах есть разные нотки, жизнеутверждающие и забавные снимки. И то, что они выполнены в черно­белом ключе, подчеркивает документальность. Для меня эта фотолетопись – просто подарок, такого же уровня, как выставка «Золотая черепаха», где не меньше экзотики и интересных наблюдений.

Фото  Александра Кадникова.

Источник: 
Александр Теплухин

Комментарии