Фред Бутткевиц: Пруссию и Руссию разделяет только буква «п»

...

Зауральский симфонический оркестр выступил на сцене Курганской областной филармонии под руководством выдающегося немецкого дирижера Фреда Бутткевица. Дирижер и педагог Бутткевиц сотрудничал со всемирно известными оркестрами. На восемь дней он специально приехал в наш город, чтобы поработать с курганскими музыкантами.

Новаторские методы

Фред Бутткевиц преподавал в университетах музыки Лейпцигa, Веймарa, в Берлинской высшей школе музыки. Как лауреат премии имени Карла Марии фон Вебер стажировался у профессора Ленинградской филармонии и дирижёра академического симфонического оркестра Арвида Янсона. В последние годы работал с оркестрами Германии и Китая.

– Я не хочу сидеть в своем огороде, как пенсионер, – утверждает музыкант, который, кстати, свободно говорит на русском языке. – Курган – это пятый город, который сразу среагировал на мое предложение. В ближайшее время меня приглашают в Красноярск. Мне все равно, с каким оркестром работать, какое произведение исполнять. Я всегда стараюсь это делать с полной отдачей.

Но реально ли всего за восемь дней подготовить новую программу, успеть понять и почувствовать незнакомых музыкантов, а затем организовать процесс так, чтобы исполненные на концерте произведения слушались на одном дыхании? Для этого Фред Бутткевиц использует новаторские методы дирижёрской работы, в том числе в области совместных элементов техники движения инструменталистов, певцов и дирижёров.

– Чтобы улучшить и систематизировать свою работу, я работаю с письменной системой, – поясняет Бутткевиц. – До того как начинаю дирижировать произведение, я занимаюсь партитурами и использую определенные символы. Например, «3» – это ведущий голос, «4» – задний план и т.д. Следующий рабочий ход – поиск звуковых резервов, музыкальных кусков, которые, возможно, и не будут звучать. Дирижер должен предвидеть, какие ошибки могут возникнуть, и, как врач, заранее найти средства для их устранения. Конечно, если оркестр не допустит ошибок, я радуюсь, но я готов к ним. Всего у меня 14 рабочих ходов. У дирижера очень мало времени, поскольку каждые две недели надо делать новую программу. Поэтому все мои мысли фиксируются с помощью этой методики вот уже 40 лет. Если завтра кто-то позвонит и скажет, что надо дирижировать Симфонию №3 Прокофьева, я скажу «да», хотя не дирижировал ее 30 лет, но все это когда-то было записано.

От классики до рока

На концерте в областной филармонии в исполнении Зауральского симфонического оркестра под управлением Фреда Бутткевица прозвучала печальная «Элегия памяти Самарина соль мажор» Чайковского, легкая и светлая Симфония №1 до минор Феликса Мендельсона, написанная маэстро в 15-летнем возрасте. Во втором отделении музыканты сыграли один из величайших шедевров виолончельной музыки – Концерт для виолончели

с оркестром №2 си минор Антонина Дворжака, где солировал гость из Москвы, лауреат международных конкурсов, стипендиант Фонда Юрия Розума, участник программы «Новые имена», виолончелист Иван Сканави. 22-летний музыкант постоянно даёт концерты виолончельной музыки в цикле «Музыкальные династии», в которых принимают участие представители разных поколений его семьи. Несмотря на молодой возраст, Сканави виртуозно владеет инструментом. Выйдя на бис, он экспрессивно исполнил рок-импровизацию. Бурю благодарных аплодисментов собрал и дирижер Фред Бутткевиц.

– То, что делает ваш оркестр, – это героический труд, – говорит дирижер. – Здесь зарплата гораздо ниже, чем в Германии, поэтому музыкантам приходится работать по двум профессиям: днем – преподавать, а вечером – посещать репетиции. Они подготовленные и дисциплинированные.

Между Германией и Россией

Жизнь Фреда Бутткевица сложилась так, что Россию он считает своей второй родиной. В 1978 году он женился на балерине Бурятского театра оперы и балета Светлане Трофимовой, с которой более тридцати лет прожил в Германии, а сейчас переехал в УланУдэ.

– Для меня нет большой разницы, где мы живем, потому что я никогда не жил в центре Берлина, – рассказывает Фред. – В Улан-Удэ у нас свой дом, построенный отцом моей супруги. Мне всегда нравилось в России. Два года учебы в Ленинграде я считаю самыми счастливыми. В начале июля 1975 года я дирижировал Симфонию №5 Шостаковича, в это время сам композитор был в Ленинграде. Это было последнее исполнение симфонии в родном городе маэстро. Спустя месяц Шостакович умер. Конечно, не из-за качества моего исполнения. Когда я посетил Ленинград через 15 лет, люди ещё вспоминали этот концерт. Есть целый комплекс причин, по которым я хочу жить в России. У вас образование лучше, чем в Германии. Здесь простой человек может цитировать Пушкина, в Германии вы не найдете того, кто прочтет вам Гёте. Я жалею, что по определенным причинам мы не переселились в Россию 25 лет назад, чтобы мои дети могли посещать русскую школу. Мои предки из Восточной Пруссии, часть семьи из Польши. Мне близка Россия, ведь между Пруссией и Руссией только одна буква «п».

Светлана Тельминова.

Фото Екатерины Сычковой.

Комментарии

Оставить комментарий

Очередная главная театральная премия России «Золотая маска» в этом году присуждена курганцам

Все новости рубрики Культура