Культурный код летней гитарной школы

...

В Курганском музыкальном колледже имени Дмитрия Шостаковича 28 июля прошел гала­концерт, на котором подвели итоги пятой летней гитарной школы Александра Винницкого.

Звучали произведения Фердинандо Карулли в исполнении Ивана и Екатерины Хлебниковых из Екатеринбурга, произведения Александра Виницкого исполнили сводный гитарный оркестр, дуэт Оксаны и Романа Рассохиных из Владивостока и ансамбль «Style Brass Band» из Кургана. Также прозвучали сочинения Тарреги, Диенса, Пухоля, Дунаевского.
На протяжении  нескольких лет в Зауралье действует этот неординарный проект с подачи замечательного гитариста Александра Виницкого и преподавателя колледжа Станислава Савельева. На десять дней в Курганский областной лицей­интернат для одаренных детей съехались юные и уже профессиональные гитаристы из разных городов России: Каменска­Уральского, Березовского, Нижнего Тагила, Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Тобольска, Ноябрьска, Новосибирска и даже гости из Москвы и Владивостока. Только из Курганской области – Каргаполья, Далматово, Куртамыша, Кургана и Шадринска – было 60 ребят, которые отдали свое сердце гитаре.      
О том, как прошла летняя гитарная школа в этом году, рассказали идейные вдохновители. 
– Лицей для одаренных детей – замечательное,  красивое место. И здесь мы нашли полное понимание происходящего дирекцией лицея, потому что они тоже занимаются с талантливыми детьми, – комментирует Александр Виницкий. – С каждым годом растет число участников, расширяется география школы. В этом году в ней участвовали представители 17 городов. Приезжают самые творческие и ищущие: педагоги с учениками, родители с детьми, которые занимаются музыкой. Была даже семейная пара с ребенком из Екатеринбурга, а у ребят – консерваторское образование. Рядом дети и взрослые, педагоги, и всем находится интересное дело. Это не лагерь отдыха, хотя отдых и запланирован, это все­таки школа. 
Как мы и замышляли, концепция летней школы  –  это то, что не успевают пройти в традиционных школах в учебном году,  или те предметы, которых нет в программе. 
В этом году летняя гитарная школа была насыщена событиями как никогда. Сам Александр Виницкий дал концерт, посвятив его советской киномузыке, 20 июля – в день своего рождения. Гостем гитарной школы стал гитарист из Тулы Сергей Руднев. Он представлял русскую гитару и русский стиль игры. Для слушателей прочитал лекции по истории русской гитары. В рамках летней гитарной школы дал концерт крупнейший мировой исполнитель Ровшан Мамедкулиев. В числе его наград I премия, специальный приз за лучшее исполнение произведений Э. Вилла­Лобоса и приз зрительских симпатий I Международного конкурса имени Вилла­Лобоса, I премия II конкурса имени Александра Фраучи, I премия и специальный приз за лучшее исполнение произведений Франсиско Тарреги на 48­м конкурсе исполнителей на классической гитаре имени Тарреги. В 2012 году музыкант стал победителем одного из самых престижных конкурсов  – XXX Международного конкурса GFA (Guitar Foundation of America), (Чарльстон, США).  
– Ровшан Мамедкулиев, по сути, мировая звезда. Он нашел два дня, чтобы приехать к нам сыграть концерт, провести творческую встречу и дать мастер­классы. Можете представить, какой диапазон информации, кроме ежедневных тренингов по ритмике и импровизации! – продолжает Александр Иосифович. – В конце дня мы традиционно просматривали документальные фильмы о музыкантах разного стиля, которые я собираю. Например, я показал фильм о джазовом музыканте Мишеле Петруччиани, смотрели одно из последних интервью Андреса Сеговии, где он говорит о музыке, о своей жизни.
 Примерно так выглядит школа, которую мы задумали со Станиславом Савельевым. У нас есть постоянные слушатели, которые планируют свое время каникул и отпусков.
– Гала­концерт мы специально провели в музыкальном колледже, – поддерживает разговор Станислав Савельев. – Это интересно для детей, потому что они выступают на сцене профессионального учебного заведения. Это престижно. Удобный зал в центре города позволил прийти любителям гитары и родителям. И сам концерт получился разнообразным не только по городам, но и по стилям. Играли два гитарных оркестра, нестандартных, огромных по составу. Конечно, было сольное и ансамблевое исполнение. Мы охватываем эпохи от XVII века до XIX века, современных композиторов XX века. Получается своеобразный экскурс по эпохам и странам.
– Мы представляем людей, которых  волнует ситуация в музыкальной культуре, поэтому наш негромкий инструмент, классическая гитара, делает свое дело, – говорит Александр Иосифович. – И мы видим результат. Школа не заканчивается даже не потому, что у нас, организаторов, есть какие­то идеи, а потому, что те люди, которые уезжают, вновь хотят вернуться и все больше новых людей хотят слушать и учиться.
– Гитарная школа – реальный культурный музыкальный проект, который мы начали в Кургане. Помимо образовательной функции у школы огромный воспитательный эффект, – замечает Станислав Павлович. – Здесь формируется вкус, формируются отношения. Ведь главное – воспитанность, порядочность. 
– С самого первого дня устанавливается культурно­образовательный код,– подводит итог Александр Виницкий. – Выход на сцену, поклон, аплодисменты – это тоже элементы культурного этикета. Никто специально воспитанием не занимается, это передается друг от друга. Мы все разные сами по себе, но общая идея пропитывает всех.
А еще гитарная школа – это постоянное движение и ощутимый рост профессионализма музыкантов. Гитарные оркестры и ансамбли выступают в сборных концертах (Детская филармония) и специальных проектах (такой прошел в декабре прошлого года в Шадринском драмтеатре). Практически каждый год в Кургане и Шадринске с концертами выступает сам маэстро Александр Виницкий  – сольно или с оркестром. И уж совсем прямая дорога от летней школы ведет к главному конкурсу исполнителей на гитаре – к «Гитарному ренессансу».

Источник: 
Александр Теплухин

Комментарии