Курганские храмы от А до Я

​Исторический путеводитель по Чинеево

Чинеевское село Введенской/Чинеевской волости Курганского уезда. Церковь во имя священномученика Власия, епископа Севастийского, и святителя Модеста, архиепископа Иерусалимского.

Деревня Чинеева была основана в 1713 года на окраине Илецкого бора на восточном берегу озера Белого (Большого Белого), от которого она получила свое народное название – Белая или Большая Белая. Официальное наименование селения произошло от фамилии крестьян, обосновавшихся здесь первыми. Известно, что в 1720 г. в д. Чинеевой при Белом озере проживали Степан Митрофанов сын Чинеев 25 лет и его отец Митрофан Тимофеев 83 лет, которые, очевидно, и были ее первопоселенцами. В 1736 г. деревня подверглась разорению кочевниками. В начале 1740-х гг. она была обнесена деревянными укреплениями, которые уже к середине XVIII в. пришли в негодность. В административном отношении деревня у Белого озера первоначально состояла в ведении слободы Царево Городище Ялуторовского дистрикта, а в 1786 г. вошла в состав Введенской волости Курганского уезда. С образованием здесь в 1823 г. отдельного прихода деревня начинает именоваться селом Чинеевским (Белым), которое к началу 1880-х гг. становится центром одноименной волости.

Вскоре после открытия своего прихода в с. Чинеевском началось проведение ежегодных торжков. В конце 1860-х гг. торжки эти приходились на день Вознесения Господня и на день памяти святых Власия и Модеста – 18 декабря. К середине 1890-х гг. в селе был установлен третий торжок – еженедельный по субботам, а также учреждена проходившая 8 ноября Михайло-Архангельская ярмарка, устроенная, вероятно, взамен существовавшего в 1880-е гг. в соседнем Чинеевском участке одноименного торжка. В начале XX в. количество ярмарочных дней было увеличено: ярмарка длилась теперь с 5 по 7 ноября. Михайловская ярмарка и торжки действовали в с. Чинеевском до начала       1910-х гг., а впоследствии, очевидно, прекратились. Одновременно с установлением торжков в селе были заведены балаганы, сдававшиеся внаем торговцам. Балаганы эти принадлежали местной церкви, которая и получала средства от их аренды. К 1848 г. вместо балаганов для торгующих были выстроены 10 деревянных в два ряда лавок. К  1875 г. лавки обветшали и перестали приносить храму доход, а в 1878 г. они и вовсе были упразднены.

В первые годы своего существования д. Чинеева должна была относиться к Дмитриевскому (позднее – Христо-Рождественскому) храму слободы Царево Городище, хотя документов, подтверждающих это, не сохранилось. Вероятно, уже в конце 1710-х гг. деревня вошла в основанный в эти годы приход при находящейся в 30 верстах Введенской церкви с. Чернавского (Введенского).

 

Андрей Михайлов, Государственный архив Курганской области

Комментарии

Все новости рубрики Культура