Старый спектакль «Гулливера» получил новую жизнь

Постановка спектакля «Каприч’ио двойной со сливками» была приурочена к 60-летнему юбилею театра

Волшебный, загадочный, игривый, непредсказуемый, потрясающий. Такие отзывы получил спектакль «Каприч’ио» – номинант российской театральной премии «Золотая маска» – от зрителей и театральных критиков. Впервые волшебство случилось 10 лет назад в курганском «Гулливере», сейчас спектакль получил новую жизнь с новыми актерами и облегченными декорациями.

Постановка спектакля «Каприч’ио двойной со сливками» была приурочена к 60-летнему юбилею театра и I Международному фестивалю «Мечта о полете». Как вспоминает директор Курганского театра кукол «Гулливер» Елена Третьякова, очень хотелось удивить курганцев и иностранных гостей фестиваля неординарной работой. Но кто может поставить шедевр? Разве что Вячеслав Полунин… Вскоре Елена Николаевна раздобыла французский номер телефона Полунина и дозвонилась до гениального мастера пантомимы. Он в свою очередь рекомендовал ей обратиться к художнику спектакля «Снежное шоу», основателю магического театра «Белый козел» из Челябинска Виктору Плотникову. Неизвестно, сыграл ли какую-то важную роль тот факт, что карьера художника Плотникова начиналась в мастерских «Гулливера», но сотрудничество состоялось. Спектакль «Каприч’ио» по-прежнему удивляет и восхищает публику.

В необычной постановке нет сюжетной линии как таковой, спектакль состоит из отдельных картин. Вот как отзывался о «Каприч’ио» известный театральный критик Павел Руднев: «Это самый перспективный сегодня, на мой взгляд, синтез современного невербального театра – синтез театра кукол и театра художника. Это вроде бы сюжеты, вызванные переживанием великих оперных мгновений: «Паяцы», «Риголетто», «Волшебная флейта». Сменяющиеся картинки-сценки, внутри которых взаимодействуют люди и куклы, великаны и дирижабль, театр предметов и материй. Гений Плотникова создал галерею удивительных образов: течение дней как течение реки, космические великаны, зажигающие звезды над русской деревенькой, смерть, уносящая эту деревню с собой, сдергивая ее с поверхности земли, как скатерть со стола; клоун, отдыхающий в ванне, которая бегает по сцене; цыгане с огромным мишкой, барка в адовом озере, управляемая Пьеро и Арлекином; безобразный шут Риголетто, поющий арию в образе падшего ангела, коряво раскрывающего свои исполинские, но безжизненные крылья. Спектакль «Каприч’ио» – настоящее событие в мире кукольного театра, беспредельно раскрывающее возможности этого консервативного, застоявшегося жанра».

Накануне нового показа спектакля, посвященного его десятилетию, журналисты связались с Виктором Плотниковым по скайпу.

– Один мой знакомый режиссер лет 30 назад сказал такую вещь: «Спектакль – это такая точка, в которой должны пересечься несколько лучей: художник, актеры, режиссер, и

вероятность пересечения этих точек мала до миллионных долей», – вспоминает Плотников.

– Это счастье космическое, когда они пересекаются. Есть спектакли, которые возникают в театре как импровизационные моменты, и они могут жить десятками лет. Что касается «Каприч’ио», у него были возможности, чтобы меняться, развиваться, поэтому он существует сейчас.

Изначально спектакль создавался для большой сцены, там технически сложная сценография. Чтобы сделать постановку более мобильной, со временем мы отказались от части декораций. Кстати, «Каприч’ио» не самый механически сложный спектакль, наоборот, это самый простой из моих спектаклей. Когда я делаю постановку, то вкладываю туда все, что могу сделать на данный момент, все свои возможности. Вся остальная жизнь спектакля – это дело театра.

Курганцам повезло, что «Гулливер» сумел сохранить волшебный «Каприч’ио». Еще раз посмотреть этот мистический спектакль можно будет 4 и 5 мая.

Светлана Тельминова. Фото Александра Алпаткина.

Комментарии

Все новости рубрики Культура