«Субботний» Вертинский

«Петь я не умел, букву «р» не выговаривал, нот не знал, вместо лица – маска». Так говорил о себе талантливый композитор, поэт, певец и киноактер Александр Вертинский, он был настоящим кумиром эстрады первой половины XX века. Рассказать курганцам о его жизни и творчестве решили актеры народного театра-студии «Суббота +», причем каждый из них нашел точки соприкосновения с его судьбой.

Спектакль, посвященный известному актеру, поставил семейный режиссерский дуэт Татьяны и Александры Афанасьевых. Это их седьмая совместная работа. В основу постановки легла автобиографическая книга Вертинского «Дорогой длинною». Прежде чем стать артистом, Вертинский успел поработать продавцом, корректором, бухгалтером и санитаром. Однажды ему приснился сон, в котором сам Бог пообещал подарить 35 тысяч аплодисментов за 35 тысяч перевязок, которые Вертинский успел сделать за время военной службы.

– «35 тысяч аплодисментов» – так будет называться наш спектакль, – рассказывает Татьяна Афанасьева. – Вертинского я услышала в детстве, его манерный, немного изломанный голос остался в памяти на всю жизнь. Когда я прочла его биографию, то была просто очарована – это настоящее наслаждение и именины души. Сценарий нашего спектакля мы сделали на основе биографии великого артиста, старались выбрать самые яркие фрагменты его пути. У нас получились не исторические хроники (хотя это тоже важно), мы искали точки соприкосновения героя с нашей жизнью, и мы их нашли.

На небольшой сцене минимальный реквизит – стол, четыре стула, разлетающиеся листы бумаги и пять актеров, которые эмоционально воспроизводят различные эпизоды из жизни Александра Вертинского – трагичного и сентиментального, саркастичного и разочарованного. Некоторые артисты играют

сразу несколько ролей, молниеносно перевоплощаясь из одного персонажа в другого. Начало XX века, заснеженная, морозная Москва, лихо мчащиеся тройки… Вертинский прогуливается с молодым дерзким поэтом Владимиром Маяковским и спасает его от буржуев; посещает общество молодых литераторов и пишет стихи на злобу дня.

В роли Вертинского актер Александр Туранский, который в реальной жизни работает слесарем на одном из крупных курганских заводов, а по вечерам вот уже 11 лет примеряет на себя различные образы в постановках театра-студии «Суббота».

– Когда мы начали репетировать, я послушал его песни, – говорит Александр,– они все на слуху, все очень знакомые, и книга написана красивым, грамотным языком. Теперь у меня появился новый кумир.

Эпоха Вертинского была насыщена талантами, и артист дружил с самыми известными людьми того времени. Он учил великую Анну Павлову современным танцам, он называл Маяковского Володькой. Когда Вертинский начал выступать со своими песнями в театре, его первым жалованием стали борщ и котлеты. Он удивлялся своей популярности и в то же время гордился ей. Критик из популярной газеты «Русское слово» назвал его остроумным и жеманным.

– Я тут же задрал нос, и меня возненавидели все актеры нашего театра, – декламирует Александр Туранский. – Я стал знаменитостью на московском горизонте, выступал в костюме и гриме Пьеро, от страха перед публикой я делал сильно условный грим: свинцовые белила, тушь, ярко-красный рот. Чтобы скрыть свое смущение и робость, я пел в таинственном лунном полумраке. Женский пол принимал меня чересчур восторженно, а мужчины недоумевали. Но, очевидно, я попал в точку.

Постановки о жизни творческих людей уже стали доброй традицией для театра-студии «Суббота+». Все началось со спектакля «Высота», где были использованы стихи и песни Высоцкого. Затем последовала постановка по произведениям

Окуджавы «И не забудь про меня», которая получила целую коллекцию всевозможных наград - от городских до международных. Сегодня в «Субботе+» мечтают поставить мюзикл «Али-Баба и 40 разбойников». В студии занимается 50 человек, самым младшим из них по 7 лет. Артисты стараются познакомить со своим творчеством как можно больше людей, поэтому с удовольствием выступают в библиотеках, музеях, школах. Все это стало возможным благодаря Татьяне и Александре Афанасьевым – двум увлеченным женщинам с горящими глазами, способным увлечь и повести за собой самодеятельных актеров в волшебный мир искусства.

Премьера спектакля о Вертинском запланирована на 30 марта и 1 апреля.

Светлана Тельминова. Фото Александра Кадникова.

Комментарии

Оставить комментарий

На картинах Василия Насонова чаще всего встречаются две темы –зауральские пейзажи и море

Все новости рубрики Культура