В поисках дизайн-кода страны

...

В последний день осени в рамках некоммерческого просветительского проекта «Курилка Гутенберга» в Кургане прошёл закрытый показ фильма об истории отечественного дизайна «Техническая эстетика». Показ состоялся в клубе «ПроИгры». После просмотра на вопросы зрителей ответил один из создателей картины – дизайнер, выпускник Уральского государственного архитектурно-художественного университета Илья Полянских.

Соединение технологий и художественного искусства

Суровое словосочетание «техническая эстетика» представляет собой своего рода эвфемизм советских времён для «буржуазного» понятия «дизайн».

- Это термин, которым называли дизайн в нашей стране во время Советского Союза. Американизмы вроде «дизайн» и «дизайнеры» были под запретом, и наши специалисты, художники-конструкторы придумали такое определение. То есть, соединение технологий, техники и художественного искусства, – объясняет Илья Полянских.

Всё началось с того, что два года назад будущим авторам фильма попал в руки журнал «Техническая эстетика» – единственное в СССР издание, которое было посвящено дизайну.

- И в этом журнале мы увидели проекты, которые заслуживают внимания и в наше время, они и сейчас актуальны. Мы разыскали людей, которые создавали все эти предметы. Их осталось не очень много, но они более чем готовы рассказывать о своем опыте, делиться им. И мы, как благодарные слушатели, решили сделать из этого документальный фильм, – вспоминает Илья.

Фильм задуман как трилогия, посвящённая трём главным дизайнерским школам страны. В первой части, вышедшей около года назад, речь шла о промышленном дизайне в Свердловске. Прошлой осенью жители Кургана уже имели возможность познакомиться с ней – также в рамках проекта «Курилка Гутенберга».

Второй фильм цикла посвящён Ленинградской школе дизайна. Напряжённая работа над картиной продолжалась восемь месяцев. Съёмки проводились в два этапа, в марте и в мае; время с июня до конца сентября ушло на монтаж и работу над графикой и анимацией.

На сегодняшний день вторая часть фильма «Техническая эстетика» уже отправлена на 12 кинофестивалей и вошла в шорт-лист Национальной молодёжной кинопремии.

Именно эту картину смогли увидеть курганцы в минувшую пятницу, 30 ноября, на закрытом показе в клубе «ПроИгры».

Адвокат потребителя перед лицом производителя

- Это два фильма совершенно разных, - говорит Илья Полянских. – В первом фильме мы сделали акцент на героях, а не на проектах: проектов сохранилось очень мало, собственно, их и реализовано-то было немного. Зато герои там были очень искренни. Уральские люди вообще отличаются какой-то простотой и широтой души. В Питере было иначе, люди уже увидели первый фильм и поняли, что какими они будут в этом фильме – такими их запомнят. Они долго выбирали слова, взвешивали, что рассказать, что не рассказывать.

- Мы специально построили всю эту трилогию таким образом: в первом фильме мы погружали в контекст, рассказывали о советском дизайне и не только о нём, - продолжает Илья. – Во второй части сделана подача от прошлого к настоящему, показана преемственность поколений. А третий фильм, посвящённый Московской школе дизайна, будет уже главным образом о настоящем и о будущем. О людях, которые создают дизайн сегодня и работают на весь мир.

Рассказывая о сложной и нередко драматичной судьбе отечественных школ дизайна, создатели фильма параллельно ненавязчиво и очень наглядно объясняют зрителю: дизайн – это не про то, сочетаются ли жёлтые ботинки с малиновым галстуком; не нечто необязательное и оторванное от реальной жизни. Дизайн – это в первую очередь про то, чтобы сделать максимально комфортной повседневную жизнь и работу человека. Причём, не какого-то абстрактного «человека вообще», а каждого конкретного человека здесь и сейчас.

- Дизайнер – это адвокат потребителя перед лицом производителя, - говорит один из героев второй части фильма. – У всех есть какие-то задачи: у маркетологов – продать, у производителя – сделать это наименее запарным способом. И единственный, кто думает действительно о потребностях конечного пользователя – это дизайнер.

Авторы рассматривают свой фильм как образовательный и просветительский проект, предлагают его к показу в обычных и художественных школах, профильных средних и высших учебных заведениях.

- Было большим счастьем увидеть отзывы старшеклассников, которые посмотрели наш фильм и поняли, чем же занимаются дизайнеры, - говорит Илья Полянских. – Они увидели, что дизайнер – это не чудик в шарфике и розовой футболке, а человек, который меняет мир к лучшему.

Кто напишет дизайн-код Кургана?

Слоган фильма – «В поисках дизайн-кода России». Под дизайн-кодом принято понимать некий свод правил и рекомендаций, определяющий, к примеру, как должны выглядеть фасады зданий и размещённые на них вывески, каким должно быть уличное покрытие и освещение, навигация и малые архитектурные формы. Именно дизайн-код позволяет сформировать не только стилистически единую, но и комфортную и безопасную городскую среду.

- Именно дизайн-код выявляет ту или иную идентичность, самобытность города, в котором он разработан. И наша задача в этом проекте – выявить идентичность русского дизайна через три главные дизайнерские школы: уральскую, ленинградскую и московскую, и понять принципы, в которых содержится опыт работы дизайнеров в этих регионах, в чём они схожи и в чём различаются, - объясняет Илья.

В европейских странах системный подход к разработке дизайн-кода городской среды сформировался почти полвека назад; в России всё только начинается, главным образом, в больших городах.

Уроженец Кургана, Илья Полянских признаётся – после длительного отсутствия особых перемен не заметил – всё такие же разномастные вывески и чередование асфальта и участков с разной по высоте и форме тротуарной плиткой на центральных улицах города. Впрочем, понравились стеклянные остановочные комплексы с фотографиями из истории города; прозрачные остановки – это красиво и функционально. Но работы для того, кто возьмётся разрабатывать дизайн-код столицы Зауралья, будет немало.

- Это большая задача дизайнерского сообщества в России. И дизайнеры всей страны, мы надеемся, после просмотра фильма будут замотивированы привести в порядок место, где они живут сейчас, - считает автор картины «Техническая эстетика».

Елена Барышева

Фото автора

Комментарии

Все новости рубрики Культура