В Зауралье появился самодеятельный театр

​«Образ» получился ёмким

Для молитвы неба хватит, потому что в небе Бог!». Последняя сцена спектакля звучала в полной тишине. Даже те, кто всхлипывал, старались комкать платочки так, чтобы не было слышно шороха ткани.

Я смотрела спектакль «Русский крест», который поставил новый в Зауралье епархиальный театр-студия «Образ», дважды. Аудитория была совершенно разной – от заключенных Юргамышской женской колонии до жильцов и работников Куртамышского психоневрологического интерната, а вот реакция – одинаковой.

Поначалу – вежливый взгляд на сцену, на которой и особых декораций-то нет, на актеров в простых нарядах-рубахах, тронутых лишь легким русским узором. Затем тихое напряжение, когда кожей ощущаешь, что сидящий рядом человек уже немного не с тобой, а устремился душой к сцене. И финал – слезинки, которые торопливо смахивает с лица то один, то другой зритель.

А ведь на сцене – не профессионалы. На сцене строитель и мастер по ремонту, специалист пиар-технологий и воспитатель, зуботехник и пенсионерка. Но режиссер театра Валентина Игнатьева, «родившая» «Русский крест» одновременно со вторым сыном, так верно выбрала для первой постановки именно это произведение Николая Мельникова, так верно распределила роли, что попала в душу и актерам «Образа», и зрителям. Потому что невозможно остаться равнодушным к поэме, рассказывающей на примере отдельной деревни и отдельного Ивана о тяжелой поре безверия страны, о том, как в людях пробиваются ростки веры, как они встают с моральных колен.

И разумеется, не было бы такого душевного потрясения, если бы не игра актеров. Впрочем, какая игра? Они живут этим «Русским крестом», для каждого из них в поэме есть что-то из их жизни – бывшей или нынешней. Я не буду пересказывать сюжет автора, который ушел из жизни десять лет назад в сорокалетнем возрасте, не буду оценивать актерское мастерство, для этого есть профессиональные критики. Мне хочется рассказать, как появился в Зауралье этот «Образ», какие дороги привели в него людей, разных по возрасту, профессиям.

– Я почувствовала, что на данном этапе жизни мне это нужно. Нужен именно этот спектакль, это общение – душа требует.

Ирина Борисова, успешный пиарщик, в настоящий момент специалист пресс-службы областного УФНС, пытается донести до меня, бегущей без остановки, почему решила в своем тоже очень плотном профессиональном и жизненном расписании найти время для «Образа», для репетиций, которые идут в вечернее время или по выходным – люди-то практически все трудовые. Вот это «душа требует» я потом слышала от многих актеров театра-студии. А когда спрашивала, не обременительно ли для личных кошельков иногда шить самим костюмы, делать декорации и ездить по области со спектаклем тоже на своих машинах, то встречала непонимающий взгляд – о чем вы, это же душе нужно.

– Объявление о том, что набираются самодеятельные актеры в создаваемый православный театр-студию, я увидела по телевидению в сложный для себя момент. А когда пришла на первое собрание, затем на второе, послушала Валентину Викторовну и всех, кто пришел, поняла – это близкие мне люди – по духу.

Ольга Осипова – воспитатель, работает в детском отделении областного госпиталя для ветеранов войн. Почти каждый день видит боль других и чувствует ее, особенно детскую. И старается часть этой боли взять на себя. Потому в какой-то момент и запросила душа подпитки, потому и оказалась в «Образе», где несуетно и хорошо среди близких тебе по душе и вере людей.

– Зачем идти к праведникам? Идти нужно к больным – телом и душой. – У Валерия Ермолаева за плечами жизненный опыт, проба себя в качестве студента-заочника в Московском народном институте искусств, казачество (в недалеком прошлом – атаман) и приход к вере. А еще желание заниматься творчеством. С этим театром и этим спектаклем все для него сошлось – и желание, и потребность донести окружающим, что нужно чаще поднимать взгляд от земли к небу. А насчет праведников и больных – это он ответил на мой вопрос, почему со спектаклем «Русский крест» в первую очередь поехали в детские и взрослые колонии, в наркологический диспансер, в психоневрологический интернат.

Вообще, в театре несколько казаков. Пришел один – призвал других. Так, несмотря на свою занятость (атаманских забот никто не отменял, да и работа зуботехника не из тех, что рукой махнуть можно), ходит на репетиции и выступления Николай Дерябин. А для владельца небольшого собственного строительно-ремонтного бизнеса Алексея Соболева приход в театр был естественным и логичным. Пробовал свои силы еще в школьную пору, затем жизнь увела в прозу, а творчески реализоваться хотелось.

Один из актерских «гвоздей» труппы – Эдуард Борчанинов – человек немногословный. Но и Алексей, и Николай сказали, что пришли сюда благодаря ему – позвонил и сказал, что нужно, важно. Впрочем, об Эдуарде, силе его характера можно судить по его роли. Вообще, в спектакле по большому счету нет четко расписанных ролей, актеры читают текст. Но роль основного героя – Ивана Ростка, заблудшего в жизни, пьющего, оставшегося без семьи, но в конечном итоге взвалившего на себя крест и собравшего деньги на строительство церкви в родном селе, погибшего от рук недавних «коллег»-забулдыг, которым хотелось выпить, выписана и автором поэмы, и режиссером отдельно и ярко. И в ней – весь Эдуард. Он несет жизненную трагедию своего героя не только словом, но и взглядом так, словно речь идет о его жизни.

Каждый спектакль актеры, в зависимости от настроения, душевного состояния, читают стихи с разными эмоциями. В один день мне довелось увидеть Татьяну Яковлеву, можно сказать, в двух ролях – настолько по-разному она проживала свою часть спектакля.

– Для меня это жизнь, – говорит самодеятельная актриса. В недавнем прошлом она учитель, работник культуры, библиотекарь, пришла к вере и в театре радует свою душу творчеством, общением с духовно емкими людьми.

В спектакле заняты Константин Дерягин, Маргарита Терновская и другие актеры, а также те, кто помогает готовить и вести спектакль, например звукооператор Александр Татаренко.

А теперь о ней – о режиссере Валентине Игнатьевой, благодаря которой («Божьему промыслу», – обязательно добавляет она) в Зауралье в целом и в Курганской епархии в частности появился православный театр-студия.

В Курганскую область ее, маму двух мальчишек, привела судьба в образе отца Павла Балина. Жила и работала она в Челябинске, за плечами – институт культуры, интересная работа, в том числе и с воспитанниками воскресной школы, где родился первый спектакль на православную тему. На одном из Рождественских чтений встретилась с отцом Павлом.

– Дело было на сцене Данилова монастыря в Москве. Зрители очень тепло приняли наше выступление. После окончания многие подходили, поздравляли, желали успехов. А отец Павел сидел в зале и просто смотрел, и этот взгляд перевернул мою жизнь.

История дальнейшей жизни Валентины (знакомство с мужем, переезд в Курганскую область, в сельский быт, рождение детей, поиски приложения сил) – тема отдельного рассказа. Важно, что переполнявшее ее желание наполнить светскую жизнь духовным содержанием совпало с намерением епархии организовать свою студию. Так, в сентябре прошлого года появилось на телевидении и в газетах объявление о том, что создается такая студия.

Валентина тогда была в двух месяцах от рождения младшенького, он появился на свет, а следом – и «Русский крест». Репетиции, на которые ездила из Новой Сидоровки с грудным младенцем, подбор костюмов и декораций, выпуск спектакля – это можно лишь представить. А она не представляла – сделала.

– Официальным днем рождения нашего театра мы считаем 15 мая 2016 года, когда показали свой первый спектакль. В этот день мы получили из рук владыки свидетельство о создании епархиального театра-студии «Образ». Выбор именно «Русского креста» позволил сразу задать душевный накал нашей театральной семье, сплотить и зажечь и себя, и зрителей.

В самом начале заметок о театре-студии я сказала, что давать оценку именно игре, режиссуре должны профессионалы. Они это сделали. В активе «Образа», только начавшего свой путь в творчестве, уже две награды. Это диплом лауреата I степени фестиваля «Чимеевская святыня» и диплом I степени в номинации «Любительский драматический театр», присужденный недавно в рамках регионального фестиваля любительского театрального искусства «Азбука мизансцены».

Галина Абрамова. Фото автора.

Комментарии

Все новости рубрики Культура