Жители Кургана смогут разгадать «Тайны Аркаима»

У жителей Зауралья появилась уникальная возможность.

Теперь, чтобы познакомиться с тайнами «страны городов», не нужно ехать за 700 км в Челябинскую область, не нужно обшаривать Интернет в поисках сведений об этом уникальном, овеянном мистикой месте. Достаточно прийти в Курганский областной художественный музей, гдеразвёрнута необычная для этих стен выставка – «Тайны Аркаима».

Открытие древней цивилизации

Рассказывает Ирина Паламарчук, директор КОХМ:– В 1987 году в Челябинской области случайно, во время строительства водохранилища, был обнаружен уникальный археологический памятник Аркаим, заставивший пересмотреть страницы древней истории. Ученые-историки и археологи вплоть до конца ХХ века считали, что бронзовый век уральских степей – это убогие погребения и бедные поселения с отсталым и ничем не примечательным населением. Им в голову не могло прийти, что всеми забытый край может скрывать древнюю цивилизацию.

Страшно подумать, но поселение могли стереть с лица земли, точнее – затопить. По проекту на месте его расположения должно было разлиться Больше-Караганское водохранилище для обеспечения водой сельскохозяйственных районов области. На месте будущего строительства проводилось плановое археологическое обследование и – о, чудо! – найден уникальный археологический памятник – укрепленное поселение Аркаим.

Руководитель Урало-Казахстанской экспедиции, археолог Геннадий Зданович организовал активную работу по его спасению от затопления. К борьбе за Аркаим подключились директор Эрмитажа академик Борис Пиотровский, председатель президиума Уральского отделения АН СССР академик Геннадий Месяц, известные историки и археологи. Развернулось широкое общественное движение, благодаря которому Аркаим удалось отстоять, все строительные работы были прекращены.

С момента открытия поселения прошло почти 30 лет. За это время вокруг Аркаима было найдено и исследовано множество памятников. Для охраны памятников древности и исторических природных ландшафтов образован историко-культурный заповедник.

Город-крепость, город-храм

До сих пор остается тайной, что за неведомые зодчие возвели Аркаим – древний город, возраст которого оценивают примерно в четыре тысячи лет. Это город-крепость, город-мастерская литейщиков и металлургов, где производилась бронза, это город-храм и обсерватория, где проводились сложные для того времени астрономические наблюдения.

Удивительная точность городской планировки, четкая привязка к астрономическим ориентирам позволяет провести аналогию между Аркаимом и всемирно известной древней астрономической обсерваторией Стоунхендж в Великобритании и сооружениями Роджемхими на Ближнем Востоке.

На Аркаиме собралась команда профессионалов, специалистов-археологов, которые начали исследование памятника и занялись поиском археологических объектов, подобных Аркаиму.

На сегодняшний день открыт целый комплекс поселений – около двадцати, – аналогичных Аркаиму, который теперь называют Южно-Уральской страной городов. В их числе – поселение Ташково и святилище Савин, найденные на территории Курганской области.

У истоков изучения Аркаима стояли Наталья Татаринцева, главный хранитель музея-заповедника, и Александр Кисленко, заместитель директора музея.

Двадцать лет назад они оставили город и связали жизнь с Аркаимом. Благодаря их усилиям создан музей, крупный туристический центр. В день торжественного открытия выставки (а было это 6 октября) Наталья Спартаковна и Александр Михайлович приезжали в Курган, много рассказывали о своей работе и о том, что привезли в Зауралье.

В экспозиции выставки – более сотни уникальных экспонатов из бронзы, керамики, кости, камня. Они приоткрывают тайны жизни древних людей, которые занимались охотой, земледелием, ремеслами, имели свою культуру, позволяющую украшать быт и передавать знания. Здесь можно увидеть, как выглядели люди, населявшие Урал четыре тысячи лет назад: в одной из витрин выставлены мужской и женский бюсты, восстановленные учеными по найденным черепам. Макеты поселения и колесницы позволяют оценить таланты изобретателей и строителей той далекой поры.

Зрителей удивит разнообразие орудий труда – стрелы, ножи, топоры, серпы, пряслица. По керамическим сосудам и их фрагментам можно понять особенности орнамента, а по каменным бусам, бронзовым браслетам и кольцам представить, как наряжались красавицы древней «страны городов».

Исторические экспонаты дополнены фотостендами, графическими и живописными картинами наших современников, которых вдохновил образ Аркаима.

От древностей – к настоящему

Выставка «Тайны Аркаима» занимает два зала. И если в первом собраны археологические находки и материалы, которые можно только рассматривать, то второй зал – это интерактивная площадка, рассчитанная на активное участие посетителей. Два больших квадратных лотка с песком – импровизированный раскоп, в котором при желании можно отыскать артефакты. Экспериментальная лаборатория даёт возможность поработать древним сверлильным станком.

В «Мастерской солнца» посетители могут слепить из глины сосуд и украсить его орнаментом, как делал это древний человек. Можно почувствовать себя художником эпохи Аркаима – воспользоваться угольком вместо привычных карандаша и красок и создать свою «наскальную живопись». А дополняют атмосферу древнего города и вдохновляют посетителей на творчество настенные панно и произведения мастеров акварели из собрания художественного музея.

Эстетика Аркаима

Кстати сказать, директор КОХМ Ирина Паламарчук более десяти лет ездила в археологические экспедиции и в 1989 году участвовала в раскопках Аркаима в составе большой Урало-Казахстанской экспедиции. И тем, кто может сказать с упрёком, мол, эта выставка – не для художественного, а, скорее, для краеведческого музея, Ирина Михайловна уверенно отвечает:

– Я не считаю, что эта выставка для нас не профильная. Если историки строят экскурсии на материальной базе, то мы – на духовном представлении людей о своем прошлом. Древние орнаменты, скульптуры, украшения несут глубокие духовные знания об искусстве, и кому, как не нам, работать с этим.

К тому же такие исторические памятники вдохновляют художников на творчество. Мы намеренно не углубляемся в функциональное назначение Аркаима как такового, нам важнее другое – эстетическая составляющая этого археологического памятника.

Татьяна Маковеева. Фото Николая Белобородова.

Комментарии