Гора Афон: испытание веры на крепость

В 2016 году исполняется 1000 лет присутствия русского монашества на Святой горе Афон.

По благословению митрополита Курганского и Белозерского Иосифа паломническую поездку на Святую гору Афон в юбилейном году совершили семь священнослужителей Курганской епархии. Путешествие длилось десять дней, его главной целью была молитва на Святой Афонской земле.

По рассказам священников, много непредсказуемых, интересных, а порой и сложных ситуаций происходило с ними во время поездки и во всём они ощущали промысел Божий и помощь Пресвятой Богородицы.

Своими впечатлениями от поездки поделился настоятель храма  святого Прокопия Устюжского села Чернавского Притобольного района протоиерей Павел Балин.

– Для меня Афон – живое православие, живая вера, там всё по-настоящему, там нет суеты, нет ничего лишнего, там душа устремляется в вечность. И во всём ощущается помощь Богородицы.

 Перелёт до места назначения занял шестнадцать часов. Мы достигли Уранополиса – это порт, откуда отправляются на Афон. Почти все  мои спутники    здесь первый раз оказались, они были так поражены и  радовались искренне, как могут радоваться дети. А ведь это было только преддверие всего, что предстояло увидеть и ощутить, – подчеркнул отец Павел.

Ватопед

В первую очередь группа зауральских паломников планировала направиться в русский Пантелеймонов монастырь. Однако всё управилось иным образом. На пароме мы встретили хорошего человека, который легко и просто помог нам попасть в одну  из самых древних и больших  афонских обителей –  Ватопедский монастырь, куда попасть очень сложно. По рассказам местных монахов, в обитель приходит каждый день до четырёх сотен человек, а принять они могут только сто из них, и только тех, кто заранее забронировал место в гостинице, – продолжил рассказ отец Павел. –  Мы хлопотали об этом заранее, однако нам  отказали.

И вот тут случилось первое чудо – паломники неожиданно очутились в Ватопедском монастыре. Их разместили в скромной гостинице, после короткого отдыха они приняли участие в вечерней службе. Монахи вынесли для поклонения  пояс Пресвятой Богородицы и часть главы Иоанна Златоуста. Последовала общая проникновенная молитва перед этими великими святынями. Затем настало время послушания (неписаный закон для паломников), потом скромная трапеза и возможность осмотреться.

– Этот вечер стал первым ярким впечатлением от пребывания на горе Афон, батюшки были в тихом восхищении от происходящего, от этой необычайной благодати, от сладкого южного воздуха, от неземного благоухания цветущих магнолий. Однако они осознавали, что монастырь – это не место отдыха, это не курорт,  а  место тяжёлой духовной брани. Главное на Афоне – это ночная служба, которая начинается в 4 часа утра. И за одну ночь можно вымолить очень многое, настолько сильна молитва в этом святом месте, – вспоминает отец Павел.

Ночная служба длилась  до восьми часов утра. Затем общая трапеза, короткий отдых и –  в путь.

Следующий пункт паломничества – Великая лавра. По пути на катере батюшки решили посетить Иверон, древний Иверский монастырь, – место, где Пресвятая Богородица своей чудо-творной иконой ступила на Афонскую землю. В этой древнейшей, некогда грузинской, а ныне греческой обители они  пробыли около трёх часов, помолились, прочитали акафист Богородице. Охранник, проникнувшись складным пением русских священников, открыл для них храм, чтобы они смогли приложиться к святым иконам, мощам.

Отдохнув,  паломники отправились в Великую лавру святого Афанасия. Лавра занимает первое место в иерархии афонских монастырей. Это древнейшая и самая большая по размерам обитель, которая хранит не только богатейшую историю, но и множество святых икон и мощей.

– Здесь мы прониклись духом одного из наиболее почитаемых монахов Святой горы Афон – святого Афанасия Афонского. Здесь мы расселились, отдохнули.

Восхождение

Потом уже оказалось, что это был для паломников последний тихий и спокойный вечер. Утром несколько человек из группы решили идти пешком на гору, причём не обычным путём, пролегающим от скита святой Анны, а от  Великой лавры. Это оказалось немного длиннее, но тропа более пологая и огибает всю гору Афон.

По словам отца Павла, паломники посчитали путь не таким уж сложным и поэтому оказались не готовы к путешествию. Собрав нехитрую еду – килограмм арахиса, несколько сушёных рыбин, словом, что было на тот момент,  пятеро священников отправились покорять гору, высота которой более двух тысяч метров.  Остальные отцы утром направились в столицу Афона – Кариес и дальше переехали в монастырь святого Павла, чтобы там встретить паломников,  двигающихся пешком по горе.

– Мы молились за них, как могли, – вспоминает отец Павел. – Ждали наших отцов два дня:  первый день они поднимались, второй день  спускались. Это было очень непростое восхождение, подъём занял двенадцать часов. Как потом оказалось, много времени было потрачено на поиски  одного священника, который свернул на другую тропу и сбился с пути, пришлось за ним вернуться. Хоть  время и было потеряно, зато обретено духовное единство. Другой священник поскользнулся, едва не сорвался в пропасть, повис, ухватившись за терновый куст. Этот подъём в одной связке и  показал  кто есть кто. Шли непросто, друг друга поддерживали, молились. Наверху, на горе, их встретили французские паломники, они были поражены мужеством и терпением русских священников. Их накормили, дали с собой продуктов. Спуск завершился поздно вечером.

Как рассказывали отцы, силы заканчивались уже на подъёме, а при спуске они и вовсе покидали путешественников. Один из них решил отдохнуть. Он остался совсем один в темноте. На него напал жуткий страх, и он начал кричать. Услышав его, братья стали бить в колокол, но эхо в горах окончательно запутало священника. Ко всему прочему села батарея фонаря, и в кромешной тьме вокруг начали ползать змеи и скорпионы.  Тут наш отец со страху начал кричать: «Спасите! Помогите!..»  Пришли, спасли.  Хотел себя испытать, испытал. Каждый получил то, что хотел, – философски замечает отец Павел и продолжает:

– Пока пятеро отцов покоряли Святую гору Афон, мы отправились в греческий монастырь Кутлумуш  (шестой по значимости монастырь Афона, в десяти минутах ходьбы от столицы острова-города Кариес), затем пешком дошли до скита Андрея Первозванного, который раньше был русским. На   территории обители мы пропели молитвы. Мимо проходил послушник, он по нашей просьбе  открыл храм, который поразил нас своим величием, духом Российской империи. Там иконы потрясающие. Мы помолились и в храме. До ворот нас провожали уже несколько послушников. Здесь чувствовалась особая благодать, наши священники плакали. Нам даже понадобилось время, чтобы прийти немного в себя.

Братская

поддержка

На следующий день в монастыре святого Павла наши паломники встретили праздник Вознесения Господня.

–  В этой обители нас очень хорошо приняли, оценив маленький подвиг батюшек, совершивших восхождение на гору Афон.  Нас поддержали, напоили ароматным травяным чаем, накормили рахат-лукумом, поселили  в гостинице. Очень чувствовалась братская солидарность и поддержка.

После Божественной литургии группа зауральских священников отправилась на паром, их путь лежал к русскому Свято-Пантелеймонову монастырю. В этой обители русских батюшек встретили очень хорошо, здесь они  чувствовали себя как на родине. Распорядок, как везде: в шесть часов утра – служба, приём пищи два раза в день – утром и поздним вечером, обеда нет. Было непросто с непривычки. Но главное, что служба на понятном  языке.

Далее зауральские отцы посетили Зограф – православный болгарский монастырь, посвящённый святому Георгию Победоносцу.

– Нас встретил монах Григорий, уже старенький, очень душевный, очень любит свой монастырь. Угостил нас раке и рахат-лукумом. Часа два мы с ним беседовали. В Зографе мы не только душой отдохнули, но и любовались закатом, пейзажами, потом – служба, молитвы… Здесь я встретил знакомого. В одну из моих предыдущих поездок на Афон подошёл к нам послушник и говорит: «Помолитесь обо мне, я приехал сюда просто паломником, и вот настоятель сказал, что мне нужно остаться здесь, а  я не подготовлен. И я остался, у меня одежда износилась, мне плохо, мне трудно, помолитесь за меня». Мы тогда так прониклись к этому человеку и отдали  ему одежду, какая была. А вот куртку свою я ему не отдал: мне было стыдно ехать домой в его рванье. Так вот, я потом эту куртку потерял. Пожалел для монаха и потерял. И вдруг мы снова встречаем этого Ивана, а он уже послушник монастыря. Он узнал нас. Приятно, ведь четыре года прошло, а он всё ещё помнит нашу  поддержку.

После монастыря Зограф курганские священники  спустились к морю. Последней точкой их путешествия стал монастырь Дохиар. Это значимая на Афоне обитель, там находится икона «Скоропослушница». Правда, к этому времени силы путешественников  поистощились: ночные службы, переезды, постоянно в пути, порой впроголодь. Пока устраивали в гостинице, отцы засыпали на ходу. Но помощь Матери Божией всё время чувствовалась.

Отец Павел с улыбкой рассказывает:

– В Дохиаре  была интересная встреча со старцем. Встретил он нас странным образом – благословил … пощёчинами. Улыбается и хлопает по щекам, улыбается и хлопает. Всех таким образом благословил, кроме одного – отца изографа  (так мы называли иконописца из города Владимира, который разделил с нами путешествие). Так вот, этот иконописец написал для старца Владимирскую икону Божией Матери. Старец, который улыбался и давал нам пощёчины, стал вдруг серьезным, взял икону как драгоценность, приложился к ней,  передал её келейнику и пошёл вновь свои благословения раздавать.

Прощаясь с островом, мы почувствовали, насколько душа наполнилась благодатью, покоем, умиротворением. За десять дней поездки восемь служб ночных было у нас на Афоне. Это главное! Мы именно  для того сюда приезжали  – послушать, впитать, получить благодать и наставления,  всё это мы получили в полной мере! – завершил рассказ протоиерей Павел Балин.

Фото с сайта kurganvera.ru.

Источник: 
Татьяна Маковеева

Комментарии

Все новости рубрики Общество