Как разместить оружие

Или Музей начинается с предмета

Где и под каким углом установить оружие, как разместить книги относительно манекенов, как составить из предметов гармоничную и информативную картину, чтобы посетитель, взглянув на нее, сразу мог окунуться в другое время? В спорах, исследованиях и активной творческой работе решаются эти вопросы сотрудниками областного краеведческого музея. Здесь готовится к встрече с любознательными патриотами родного края экспозиция по дореволюционной истории Зауралья.

За правильностью и достоверностью оформления экспозиционных витрин следит ученый секретарь музея, кандидат исторических наук Александр Кайдалов. Он отвечает за раздел, связанный с археологией, но сейчас активно помогает коллегам восстанавливать эпизод зауральской истории, связанный с восстанием Емельяна Пугачева. Одетый в камуфляжный костюм, вооруженный инструментами, сосредоточенный на работе, он с неохотой отрывается от процесса и объясняет нам, что требуется для того, чтобы создать хорошую музейную экспозицию.

– Прежде всего нужны знания, способность увидеть, представить целостную картину прошлого на основе имеющихся предметов. Например, в настоящий момент я думаю, что бастион, на который нападал Пугачев, будет немного оторван от оружия, которое мы здесь установим, и надо как­то все переместить, чтобы стало ясно, что это один сюжет.

Зал дореволюционной истории Зауралья со времен палеолита (раннего каменного века) до революции 1917 года работал в музее и раньше, но вот уже полтора года, как был закрыт для посетителей из­за оформительских работ.

Разные русские

– Сейчас делается часть экспозиции, которая начинается с прихода русских в Сибирь – они появились в Зауралье только в XVII веке. Здесь вы видите копию одной из первых карт нашей местности, первые гербы, костюм казака, костюм кочевника, – рассказывает руководитель научного отдела музея, кандидат исторических наук Анна Жарова. – Немного раньше представлено тюркское население: башкиры пришли на зауральские земли в XII веке, татары в XIV. Огромное внимание мы уделяем Далматовскому Свято­Успенскому мужскому монастырю – это первый населенный пункт русских в Зауралье, форпост их продвижения дальше.

Экспозиция передает интерьер русской избы, показывает крестьянское подворье. Перед посетителем – орудия кузнечного и гончарного промыслов, сельского хозяйства. В соседней витрине – ярмарочная торговля. Рядом – магазин, где курганская мещанка выбирает товар. На манекенах, изображающих зауральцев разных эпох, – характерная для их времени, рода занятий и происхождения одежда.

– Русское население здесь пришлое, поэтому русский костюм представлен в нескольких вариантах. Заселение территории современной Курганской области происходило как с севера – например с Архангельской губернии, так и с юга, в том числе с Украины. Кроме того, в Зауралье массово переселялись старообрядцы, особенно когда начинались гонения.

Самая крайняя витрина в зале посвящена страшным событиям начала ХХ века: Русско­японская война, первая революция, Первая мировая война. Здесь заканчивается дореволюционная Россия и начинается советская.

Битва за коллекции

Экспонаты – сердце и суть музея – попадают в него самыми разными способами. Например, башкирские национальные костюмы были приобретены в
1970­е годы в ходе этнографической экспедиции в Сафакулевский район. Многие зауральцы передают музею предметы, доставшиеся от родственников.

– Наиболее активное комплектование фондов шло в 1970 – 1980­е годы, когда еще были живы участники Великой Оте­чественной войны и свидетели событий начала века, – рассказывает директор музея Эльвира Самсонова. – Сейчас много коллекционеров, которые дорого скупают предметы старины, и музею почти ничего не остается. И, хотя фонды пополняются, нам много чего недостает. Хотелось бы, например, приобрести красивую посуду XIX века.

Музей начинается с предмета, поэтому экспонатов должно быть как можно больше. Происходящая сейчас реэкспозиция поможет более полно показать посетителям музейные богатства, сделать экскурсии более интересными, в том числе за счет создания интерактивных зон.

– У нас представлен настоящий ткацкий станок, который удалось отреставрировать и привести в рабочее состояние с помощью мастерицы из Псковской области, – говорит Эльвира Александровна. – Она же научила сотрудников музея ткачеству, так как в Зауралье уже не остается людей, знающих это ремесло. Теперь дети могут не только увидеть станок, но и его работу в действии.

Воссоздать реальность

Создание экспозиции – дело не только историков, но и художников. Прежде чем приступить к работе над ней, сотрудниками художественного отдела музея был создан эскизный проект. В ходе оформительских работ некоторые предметы, извлеченные из хранилища, пришлось отдать на реставрацию. Кроме того, музейщики заказывали новоделы, манекены, подставки, кубы и другие оформительские элементы, а многие из них пришлось создавать самостоятельно. В результате обновленный зал будет выглядеть современно и интересно.

– Создавая экспозицию, мы идем от истории. Экспозиционер Анна Сергеевна пишет, как все было в те далекие времена, какой должна быть экспозиция. Мы, в контакте с ней, воплощаем это в композиции предметов, – говорит художник­реставратор областного краеведческого музея Надежда Романова. – Вот, например, женщина на ярмарке: к ее юбке прицеплены платки в огромном количестве – именно так ходили в те дни торговки шалями. Мы стараемся воссоздать реальность.

Надежда Анатольевна – техник художественного конструирования, окончила Уральское училище прикладного искусства. В музее работает давно, создает уже на первую экспозицию.

– Это очень интересно, – объясняет она свой профессиональный выбор. – Здесь я изучаю историю, познаю предметы. Каждый экспонат хранит бесконечное количество информации. Только вглядитесь в эти филеечки – ведь они все разные! Это неисчерпаемый источник.

Сейчас создание экспозиции находится в заключительной фазе. Уже в сентябре должны начаться экскурсии в одной части зала. Параллельно будут вестись работы по созданию еще трех витрин, в которых будут размещены материалы по археологии, а также экономической и социальной жизни дореволюционной России.

Марина Перова. Фото Александра Кадникова.

Комментарии

Все новости рубрики Общество