Зауральский парламент: как это было

12 апреля 2019 года – юбилей Курганской областной Думы

Окончание.

За небольшой, по историческим мерокам, период сформировано полноценное законодательство, которое обеспечивает поступательное социально-экономическое развитие региона, позволяет предоставлять дополнительные права и социальные гарантии курганцам, способствует повышению уровня и качества жизни населения.

Сегодня мы продолжаем публикацию материалов по истории зауральского парламента. В 1995 году принимаются первоочередные законы, предусмотренные Уставом области: «О главе (губернаторе) Курганской области», «О статусе депутата Курганской областной Думы», «О порядке отзыва депутата». В кратчайшие сроки сформировано избирательное законодательство: приняты законы «О гарантиях избирательных прав граждан», «Об избирательной комиссии», «О выборах депутатов Курганской областной Думы», «О выборах главы (губернатора) Курганской области».

Отсутствие на федеральном уровне вплоть до 1996 года законодательства о местном самоуправлении стало серьезным препятствием для принятия облдумой законов в данной сфере. Правовой основой было временное положение о местном самоуправлении. В районах действовали назначаемые главой администрации области главы местных администраций. При них создавались совещательные органы – собрания представителей района. Тем не менее депутаты подготовили к рассмотрению законопроект о местном самоуправлении. В 1995–1996 годах были приняты базовые законы в этой сфере. Началась совместная работа по регистрации уставов муниципальных образований. С самого начала региональный парламент стал практиковать проведение семинаров и круглых столов, рассчитанных на представителей местного самоуправления. Рекомендации, выработанные участниками, направлялись в Государственную Думу для внесения их в проект федерального закона. Учитывая сложную криминогенную об становку, областная Дума выступила с инициативой о разработке правовых актов, направленных на общественную безопасность и профилактику правонарушений.

В 1995 году рабочая группа, объединившая депутатов и представителей милиции, предоставила на депутатские слушания проект закона «Об административных правонарушениях». В 1995 году началась публикация законопроекта в СМИ. Заместитель председателя Курганской областной Думы Светлана Гулькевич обратилась к населению, чтобы оно приняло участие в обсуждении и направляло в законодательный орган свои инициативы. Население отправило в адрес депутатов сотни предложений и замечаний. В 1996 году принят закон «О добровольных дружинах охраны правопорядка». Законодательное оформление статуса Курганской области в качестве субъекта РФ потребовало принятия решения о его государственных символах. 5 декабря 1995 года было утверждено положение об областном конкурсе на лучший образец герба, флага, текста и музыки гимна. В нем приняли участие около 100 жителей, которые представили более 220 проектов. 11 июля 1996 года депутаты утвердили результаты конкурса, признав лучшими экскизы герба и флага Д.В. Иванова. Принятие областного бюджета на 1994 год стало серьезным испытанием, так как он окончательно был разработан только во второй

половине года. О накале борьбы за бюджетные ассигнования свидетельствует то, что документ даже оспаривался в арбитраже. По инициативе депутатов был установлен перечень «защищенных статей», которые финансировались в полном объеме: заработная плата бюджетникам, стипендии, приобретение медикаментов, дотации крестьянам. Правда, в 1995–1996 годах, когда государство вообще перестало выделять средства из федеральной казны на нужды регионов, областная Дума вынуждена была зачастую принимать законы о поквартальном финансировании расходов бюджета. Одним из приоритетов Думы стала организация контроля над исполнением бюджета. Мониторинг социально-экономической ситуации в области свидетельствовал о серьезных недостатках в распределении

бюджетных средств. В связи с этим был принят закон «О контрольно-счетной палате Курганской областной Думы». Его разработка потребовала много усилий, так как исполнительная власть и часть депутатского корпуса не видели необходимости в создании органа финансового контроля. За два года депутаты разработали пакет законов, определяющих правовые основы развития АПК и отраслей промышленности. Зачастую инициатива исходила от постоянной комиссии по экономической политике. Принят закон «О ценовой политике». В условиях роста взаимных неплатежей и ограниченной возможности финансирования неотложных расходов законодатели пошли на вынужденный шаг, приняв решение о введении вексельного обращения.

Основные направления аграрной реформы – определение права собственности на землю, правил пользования земельными участками – нашли отражение в законах «О государственной регистрации прав на землю», «О порядке продажи земельных участков приватизированных государственных предприятий, зданий, сооружений, помещений, относящихся к федеральной и общественной собственности». По инициативе комиссии был подготовлен проект закона, предусматривающий освобождение предприятий, производящих сельскохозяйственную продукцию, от всех видов налогов и обязательных платежей, кроме земельного налога.

Комментарии

Все новости рубрики Общество