Любовь Кочарина. Проводник в мир искусства

О детских страхах и планах искусствоведа

С миром искусства мы знакомимся на протяжении всей жизни. Здания на улицах города, картины в музее или знакомая мелодия – все это может оказаться произведением искусства. А может, и нет. Искусствовед без труда отличает шедевр от подделки, к его мнению прислушиваются, его уважают. В Кургане таким специалистом является тонкий ценитель прекрасного, член Союза художников, член Международной Ассоциации искусствоведов, член Ассоциации кинообразования Любовь Кочарина.

В этом году Любовь Владимировна открыла цикл встреч с талантливыми земляками в клубе «Автограф», которые проводит областная юношеская библиотека. Участниками встречи стали студенты Курганского института железнодорожного транспорта, а также читатели библиотеки.

Театр и живопись – любовь с детства

Любовь к искусству Любови Кочариной привили родители. С самого раннего детства при первой же возможности родители вели дочь в театр, в Третьяковскую галерею... По вечерам традиционно устраивали домашние семейные чтения – читали вслух Гоголя, Некрасова, классическую литературу. Будучи маленькой девочкой, она посещала вместе с родителями серьезные, взрослые спектакли.

– В шесть лет отец привел меня на спектакль «Жизель», я увидела, как героиня умирает и просто-напросто разрыдалась, – вспоминает Любовь Кочарина. – Тогда папа отвел меня за кулисы к актрисе, которая танцевала партию Жизели, и попросил успокоить ребенка.

Я поняла, что в театре существует момент превращения, преображения, а трагическая сказка может продолжиться реальной жизнью. С тех пор я перестала бояться трагических финалов на сцене.

Одним из самых сильных детских впечатлений для маленькой Любы стал визит в Третьяковскую галерею, который она помнит до сих пор.

– Тогда я обозначила для себя четырех авторов и, по крайней мере, свидание с двумя из них стало судьбоносным, – говорит Любовь Владимировна. – Есть такие картины, которые притягивают, к которым хочется возвращаться. Я долго не могла отойти от иконы Андрея Рублева «Троица», она содержит гармоническое начало, которое может почувствовать даже ребенок. Мама повела меня дальше, но я вернулась и снова смотрела на эту работу. А второй важный для меня автор – Врубель и его холст «Сирень», в котором есть какая-то загадка.

Уже в 4 года девочка умела читать, особенно ей нравились стихи Пушкина. Ее хобби обнаружила первая учительница, и первоклассница стала читать вслух для третьеклассников, объяснять им значения незнакомых слов, при этом она чувствовала себя настоящим мэтром.

В 1972 году Любовь Кочарина окончила музыкальное училище в Кургане, а в 1985 году — институт им. Репина Академии художеств в Санкт-Петербурге. Уже на втором курсе музучилища девушка стала преподавателем курса «Музыкальная иллюстрация» (история музыки).

– Два часа классической музыки – это испытание для нервов, особенно для  неподготовленных ребят, – считает Кочарина. – Поэтому я придумывала, как их заинтересовать, например, мы слушали оперу «Пиковая дама» в темноте.

Уже многие годы Любовь Владимировна работает преподавателем теории и истории искусств в средних специальных и высших учебных заведениях Кургана.

«Пока вы не рассказали, я не видела, что это красиво»

Свою первую экскурсию в качестве искусствоведа Любовь Кочарина провела во время практики в Эрмитаже на английском языке. С 1987 года искусствовед работает в Курганском областном художественном музее. С гостями встречи она поделилась яркими воспоминаниями о своих экскурсиях и рассказала об интересных моментах музейной работы.

– Летом я получила комплимент на выставке Матисса и Шагала, – рассказывает Любовь Владимировна. – Одна дама с Кавказа сказала: «Послушаешь вас, так и эту ерунду полюбишь. Пока вы не рассказали, я и не увидела, что это красиво». Мне нравится водить экскурсии, ощущаешь себя проводником в мир знаний. Каждое произведение искусства требует расшифровки, а для этого надо знать больше, чем приходящая публика, разбираться в истории искусства и происхождении каждой работы.

Искусствовед постоянно участвует в различных культурных проектах города и области. В конце 2016 года благодаря совместному проекту главы города Сергея Руденко и курганских художников в рамках муниципальной программы «Любимый город» выпущен новый календарь «Краски Кургана» на 2017-й год. Свой вклад в создание календаря внесла и Любовь Кочарина. Она написала о каждом художнике и его картине, представленной в издании.

– Работы в календарь отбирались по такому принципу, чтобы в них был отражен образ нашего города, – пояснила Любовь Владимировна. – Они были отобраны муниципалитетом из более 60 картин. Были выбраны те, которые показались симпатичными в расчете на то, чтобы вызывали у публики позитивное настроение. Моя же миссия заключалась в том, чтобы прокомментировать каждый представленный в календаре пейзаж. Образы, раскрывающие то, как меняются курганские улицы от января к декабрю, найдены как у признанных классиков, так и у столь же признанных экспериментаторов. Но работы и тех, и других подчёркивают: мы измеряем ритмы года не только снегом или дождём, холодом или зноем, но и настроением, и историей.

Кино круглые сутки

С 1991 года Любовь Кочарина является членом Ассоциации при Союзе кинематографистов России. Она известна как автор многих публикаций по вопросам изобразительного искусства, театра и кино. Вот уже много лет курганский искусствовед ездит на Московский международный кинофестиваль, где приходится работать практически круглосуточно, зато впечатлений столько, что впору писать мемуары. Просмотры фильмов начинаются с 9 утра и продолжаются до 2–3 часов ночи, а в перерывах между показами проходят пресс-конференции с режиссерами и актерами. Она видела мировых звезд Софи Лорен и Роберта де Ниро, Киану Ривза и Джона Малковича, всех и не вспомнить.

– Кинофестиваль учит отличать хорошее кино от плохого, – говорит Любовь Кочарина. – Я теперь точно знаю, что самые свежие новинки не всегда самые интересные. За две недели фестиваля я смотрю 70–80 фильмов. Первые 15 минут смотришь и понимаешь,

достойное ли это кино. В последние годы есть такая тенденция, что документальное кино обходит художественное, особенно с нынешним высоким уровнем операторского искусства. Документальное кино касается реально живущих людей и их конкретных проблем, на фестивальных показах зал забит до отказа, не на всех художественных фильмах такое бывает.

Вернувшись в Курган, искусствовед делится интересной информацией с земляками, у которых нет возможности бывать на подобных событиях международного уровня. Рассказами о современном кино заинтересовались и студенты. Они рассказали Любови Кочариной о тех российских фильмах, которые им известны, а она, в свою очередь, дала совет, какие свежие фильмы достойны внимания. По мнению Кочариной, самое лучшее кино авторское. Она рекомендовала посмотреть новый фильм Алексея Учителя «Матильда»; «Ледокол», номинированный на несколько премий различных международных фестивалей, и «Селфи» Николая Хомерики, а также «Пассажирку» Станислава Говорухина, снятую в 2008 году. Из новых иностранных фильмов искусствовед отметила мюзикл «ЛаЛа Ленд». Что касается классики советского кино, фильмы, которые произвели на Любовь Кочарину огромное впечатление – «Андрей Рублев» Андрея Тарковского и «Раба любви» Никиты Михалкова.

В финале встречи прозвучал вопрос: «Какие произведения искусства вы бы посетовали молодежи в качестве учебника?

– Для меня учителями жизни всегда были книги, – ответила Любовь Владимировна. – А вообще искусство повсюду. Выходишь из дома, красоты немеряно – белые заиндевевшие деревья, голубое высокое небо, будто шелковый парашют над головой. Красоты вокруг много, и только от вас зависит, на чем вы сделаете акцент, что вы выберете для себя.

 

Светлана Тельминова. Фото Александра Кадникова.

Комментарии

Оставить комментарий

​В гостях у «Нового мира» депутат областной Думы Максим Харлов

Все новости рубрики Персона