Марина Давыдова: «Наша молодежь очень прагматична»

Победитель конкурса грантов Минобра РФ о главных проблемах образования

Люди бывают разные: одни воспри­нимают работу как вынужденную меру – ходят за заработной платой, а для кого-то она является частью жизни. Героиня нашей публикации относит себя к последним. Благодаря инициативе, энту­зиазму и неудержимой энергии кандидата технических наук, доцента Курганского госуниверситета Марины Давыдовой в лабораториях вуза модернизируется оборудование, при КГУ появился центр моло­дежного инновационного творчества. И выигранный университетом грант Мини­стерства образования и науки на реализа­цию программы «Инженерные кадры За­уралья» тоже ее заслуга. Откуда же Марина Вадимовна черпает вдохновение?

– Я росла в доме, где мно­гие наши соседи являлись преподавателями – основателями Курганского маши­ностроительного института. Мой отец, Вадим Николаевич Лешков, заведовал кафедрой «Начертательная геометрия и инженерная графика» КМИ, приехав по приглашению из Екатеринбурга, где работал преподавателем в Уральском политехническом институ­те. Поэтому в детстве я часто бывала в стенах института и, можно сказать, выросла в них. С золотой медалью окончила школу, а затем – с отличием КМИ по специальности «Тех­нология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты». Кстати, имен­но так сейчас называется ка­федра, которую я возглавляю уже десять лет. После оконча­ния института у нас было рас­пределение, и мне предложи­ли поступить в аспирантуру. А после защиты кандидатской диссертации стала препода­вать. Так что КГУ для меня – родной вуз!

– Приемная кампания этого года показала, что у выпускников школ возрос интерес к техническим спе­циальностям. По-вашему, что повлияло на это и как нужно повышать престиж инженерных специально­стей?

– Хотелось бы верить, что в нашем государстве наконец-то пошел тренд на производство, а не на продажу природных ресурсов и импортозамеще­ние. Это уже не просто фра­за для популистских бесед, а часть государственной по­литики. За последние пару лет в стране делается в этом направлении действительно много: открываются заводы, в том числе станкостроительные предприятия, восстанавлива­ется производство электро­ники, радиоэлементной базы. Я думаю, что всё это видят и молодые люди и потому стре­мятся стать частью такого движения. Видимо, это и склоняет их к выбору технических спе­циальностей. Вместе с тем за многие годы значительно упал престиж инженерных специ­альностей, и не стоит ждать быстрых успехов, но необхо­димо совместно работать вузу, правительству, предприятиям и исправлять сложившую­ся ситуацию. А увеличивать количество бюджетных мест на технические специально­сти однозначно необходимо, другое дело, что одно их уве­личение проблем не решит. Необходим еще комплекс мер по профориентации и стиму­лированию школьников к изу- чению естественно-научных дисциплин, уроков техноло­гии в школах на качественном уровне. И только тогда про­блема потребности в инже­нерных кадрах для обеспече­ния роста экономики страны будет решена.

– Сегодня вновь возвра­щаемся к профориентацион­ной работе. Как ее следует вести, по вашему мнению?

– Наша молодежь сейчас очень прагматична. Мне ка­жется, главным в профориен­тации должен стать акцент на то, что, владея профессией инженера, можно неплохо зарабатывать как на машино­строительном предприятии, так и создав свой бизнес, при­чем в Курганской области. И не надо никуда ехать! Важно донести это до выпускников школ, необходимо уже на этом этапе показывать современ­ные предприятия, будущие рабочие места, чтобы у них складывалось представление о тех интересных задачах, ко­торые решают современные инженеры.

Еще в 6–7-м классе ребе­нок решает для себя вопрос: физик он или лирик? Причем лучший способ выявления на­клонностей к технике – дать каждому попробовать себя в роли конструктора, техноло­га, оператора современного оборудования. Заинтересо­вало? Получается? Тогда есть способности! Кстати, именно такой подход реализует Кур­ганский центр молодежного инновационного творчества.

Конечно же, технологиче­ский факультет, как и кафедра «Технология машинострое­ния, металлорежущие станки и инструменты», в основном ведет подготовку студентов- юношей. Хотя нельзя сказать, что профессия технолога не женская. Как пример – автор справочника для инженеров- технологов, настольной книги для нескольких поколений профессионалов, Александра Григорьевна Косилова, ученый с мировым именем в области технологии машиностроения.

– Марина Вадимовна, ка­ким вы видите будущее ка­федры?

– В идеале лабораторная база кафедры – это мини-завод, оснащенный самым передовым разнопрофиль­ным оборудованием – от классических технологий до передовых, который в рам­ках кооперации с ведущи­ми машиностроительными предприятиями участвует в процессе производства раз­личной продукции, выполняя научно-исследовательскую работу, отдельные техноло­гические переходы или же пробные партии. Ценность этого в том, что к работам на таком мини-заводе должны привлекаться не только со­трудники кафедры, но и аспиранты, магистранты, студенты. Иными словами, студенты смогут получить необходимый практический опыт работы на различных должностях: кон­тролера, оператора, наладчи­ка, конструктора, технолога; магистранты и аспиранты – заказ на выполнение ис­следовательских работ, а пре­подаватели кафедры будут постоянно совершенствовать свои учебно-методические и научные разработки, основы­ваясь на решении реальных проблем, тем самым все более и более стремясь к соблюде­нию крылатой фразы одно­го из основателей научного направления «Технология машиностроения» – профес­сора Александра Павловича Соколовского: «Учение о технологии машиностроения родилось в цехе и не должно порывать с ним связи!».

Елена Полякова

Комментарии

Оставить комментарий

​В гостях у «Нового мира» депутат областной Думы Максим Харлов

Все новости рубрики Персона