Местная власть должна быть и доступна, и эффективна

​Интервью с Владимиром Саблиным

Что, где, когда и как? С этими вопросами я отправилась к человеку, который не просто наблюдает российскую муниципальную реформу применительно к ситуации в Зауралье на протяжении десятка лет, но и вместе с муниципальным сообществом в силу своих должностных обязанностей анализирует ее плюсы и минусы, ищет выход из тех или иных ситуаций. Владимир Саблин –  первый заместитель руководителя аппарата правительства Курганской области,  начальник управления внутренней политики.

– Владимир Корнеевич, речь о необходимости уменьшения числа муниципальных образований в Курганской области идет давно. Нашу цифру 458, мне кажется, знают даже в Москве. Но почему именно в этом году тема из разряда обсуждаемых переходит в разряд реализуемых?

– Потому что откладывать эту реформу местного значения с каждым годом все сложнее, ее нужно начинать. И, подчеркну, не ради самой реформы, а ради муниципалитетов, о судьбе которых и идет речь. Сегодня мы наблюдаем концентрацию проблем, которые испытывает власть на местах. Прежде всего речь идет о финансировании. Вы же понимаете, что одними разговорами, без серьезной финансовой основы выполнить в полном объеме полномочия, закрепленные за муниципалитетами законом, невозможно. Отсюда многочисленные предписания, протоколы, приглашения в суд со стороны контролирующих и надзорных органов, а также, что даже важнее, недовольство самих жителей, если не решается какая-то проблема.

Специалисты пытались хотя бы ориентировочно подсчитать, сколько средств нужно среднестатистическому зауральскому муниципалитету, чтобы выполнять свои полномочия. Получилась цифра в 39 миллионов рублей. Очень приблизительная, конечно, но показательная. Что мы видим на деле? По итогам 2016 года 98% зауральских муниципалитетов – дотационные. Одни в большей степени, другие – в меньшей, но решить свои полномочия без субсидий из регионального и федерального бюджетов они не могут. В некоторых сельсоветах собственные доходы за год, если не брать во внимание поступления дорожного фонда, едва достигли отметки в 50 тысяч рублей. При этом на заработную плату даже самого маленького аппарата (глава и специалист) вместе с начислениями уходит в несколько раз больше. Получается, что доходы местного бюджета идут не на решение текущих вопросов, а, образно говоря, проедаются. Задача правительства региона – найти более эффективную модель, при которой и на развитие территории были бы средства, и на представителей власти, занимающихся этим.

Еще одна проблема, которую мы ощущаем все острее, – нехватка квалифицированных кадров. В сельсоветах на должность главы не всегда можно найти желающего, тем более специалиста с образованием. Без грамотного, разбирающегося и в экономике, и в законодательстве руководителя выжить сельсовету на каком-то отрезке времени можно, но ожидать его развития не стоит. Есть надежда, что укрупнение муниципалитетов позволит сбалансировать эту ситуацию.

– Уже есть какие-то ориентировочные цифры относительно того, на сколько в этом году муниципалитетов у нас станет меньше?

 – Речь идет не столько о количестве, сколько о системе подходов. Хочу подчеркнуть, что все это делается не ради реформы, не во вред жителям, а пользы ради. Потому очерчена задача, законодательно разрабатываются грамотные подходы к ее решению. Назову лишь несколько моментов, которые обязательны в таком деле.

Прежде всего, для начала проведения процедуры объединения муниципальных образований необходимо изучить возможность объединения на местах, рассмотреть вопрос на заседаниях дум объединяемых поселений, провести публичные слушания, принять решения дум поселений. Ни один из этих моментов, как и описание границ вновь образованного муниципального образования, создание новой редакции устава или формирование структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципалитета, не может быть решен с наскока, без серьезного анализа. Каждый из них будет рассмотрен индивидуально, по каждому муниципалитету. И решать, сколько в каком районе будет оптимизировано муниципальных образований, будут сами районы, а не правительство региона. Мы будем помогать методически, юридически, организационно, но решение на местах будут принимать главы, депутаты и сами жители.

– Приступив к изучению темы оптимизации, мы провели опрос. Конечно, мало у кого эта идея вызывает воодушевление. Просто потому, что слово «оптимизация» в российском масштабе стало синонимом слов «сокращение», «закрытие», «ухудшение». Вот и сейчас сельчане (опрос шел в этой группе жителей) тревожатся о том, что с закрытием сельсовета жить в селе станет еще сложнее, что за той же справкой даже в соседнее село многим съездить проблематично. Что можете сказать по этому поводу?

– Я прекрасно понимаю и настроение, и опасение людей. Наша задача и задача глав на местах в том и состоит, чтобы найти варианты объединения, при которых качество работы муниципальной власти по отношению к жителям как минимум не ухудшилось. Хотел бы напомнить, что никто не отменял закон, регламентирующий, например, шаговую доступность администрации поселения для гражданина.

Я не говорю о том, что нужно ходить в «походы», это ориентир. То есть если два села стоят друг от друга на расстоянии более чем 30 километров, то речи об их объединении, если, конечно, не решат сами жители, не идет. Сегодня мы имеем в виду небольшие сельсоветы, которые расположены рядышком, в случае объединения они могли бы работать в интересах жителей гораздо эффективнее.

Что касается опасения людей по поводу того, что администрация из их села перейдет в соседнее, а они останутся без возможности получить ту или иную справку, то сегодня в регионе приступили к разработке законопроекта о введении института старост. Активные общественники, уважаемые люди есть в каждом селе: возможно, именно они станут помощниками глав на местах, а может, будут назначаться официальные помощники руководителя муниципалитета. Но искать машину, чтобы съездить в сельсовет в соседнее село по мелкому вопросу, думаю, не придется.

Кстати, мы проводили опрос среди муниципалитетов, так вот, 105 готовы объединиться в 41. Повторюсь: удобные и эффективные варианты укрупнения будут искать на местах, обязательно учитывая мнение жителей. Наша задача – более эффективно расходовать средства, которые выделяются на развитие той или иной территории в рамках бюджетного финансирования.

– Спасибо за разъяснение ситуации. Думаю, что к этой теме мы вернемся еще не раз, настолько она актуальна.

 * * *

 Начиная цикл публикаций на тему оптимизации зауральских муниципалитетов, предлагаем читателям высказать свою точку зрения – аргументированно, с примерами и конкретными предложениями. Все вместе, думаю, мы должны понять, актуально ли применительно к нашей ситуации название работы В.И. Ленина «Лучше меньше, да лучше».

Комментарии

Оставить комментарий

Все новости рубрики Персона