Сергей Жураковский: «В театре ты постоянно в движении»

Как студент-повар стал звездой курганской сцены?

Со школьных лет мечтал стать артистом, но пошёл учиться на повара. Вырос в городе-миллионнике, но живёт и работает в Кургане. Порой играет на сцене циничных злодеев, но при этом обожает участвовать в постановках детских сказок. Накануне своего дня рождения артист Курганского государственного театра драмы Сергей Жураковский побеседовал с нашим корреспондентом.

Что не подходит холерику

На мой вопрос, есть ли что-то общее между профессиями повара и актёра, Сергей решительно отвечает: «Нет! Они совершенно разные!». И рассказывает, что выучился на повара потому, что после одиннадцатого класса школы не поступил в театральный вуз, как планировал. Чтобы не терять времени, решил освоить какую-нибудь профессию.

– И уже летом, на практике, подрабатывая в ресторанах, я понял, что это всё-таки не моё. Потому что по натуре я холерик, не могу сидеть на одном месте. Когда восемь часов стоишь у плиты и повторяешь одни и те же движения – меня это просто сводит с ума! А в театре все наоборот. На спектаклях, на репетициях ты никогда не ведешь себя одинаково, это всегда что-то новое. Ты постоянно в движении! – признаётся Сергей Жураковский.

Мечта о театре у него появилась ещё в школьные годы. С первого класса мама Татьяна Яковлевна решила его отправить в музыкальную школу. Мальчик пытался прилежно заниматься, но холерический темперамент и неусидчивость натуры брали своё – сидеть изо дня в день за фортепиано ему стало невыносимо. Поэтому с музыкальной школой он расстался.

Следующие пять лет он занимался в образцовом ансамбле танца «Непоседы», ездил в его составе на всероссийские конкурсы. А потом появилось новое творческое увлечение.

Открыть КОД

– Мне было лет 13, когда моя старшая сестра, Ксения, пошла заниматься в театр-студию «КОД» («Контакт – Органика – Действие» – так расшифровывается её название. – Прим. авт.). И такая она стала счастливая – новые знакомства, увлечения, открытия. Я смотрел и завидовал, и мне тоже всё это было интересно!

Через год Сергей сам отправился в эту студию, прошёл отбор и окунулся в новую жизнь. Были фестивали, поездки по России, дипломы лауреатов… Даже в Англии, в Оксфорде, на международном театральном фестивале Жураковский побывал с театром-студией «КОД».

– Это моё самое яркое впечатление, – вспоминает он. – Мне было 18 лет. Мы ставили пластический спектакль по коми-пермяцким легендам. Никто у нас не владел в совершенстве английским языком, поэтому в нём было всего фраз десять, всё остальное заменяла музыка и пластика тела.

Все эти годы Сергею Жураковскому и остальным творческим юношам и девушкам в театре-студии «КОД» помогала раскрыть таланты её руководитель, режиссёр Марина Оленёва, заслуженный работник культуры РФ, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства Пермского государственного института искусства и культуры, основатель пермского театра «Новая драма». И именно Марина Андреевна сыграла важную роль в судьбе Сергея Жураковского. Когда он с первого раза не поступил в вуз, она предложила: «А попробуй ко мне поступить, у меня через два года будет набор!». Так он и сделал. Так что в общей сложности Марина Оленёва была его наставником в течение девяти лет.

Не место красит человека

Пермь с её достаточно бурной культурной жизнью, поездки на фестивали, в том числе и в Оксфорд… Что же привело Сергея Жураковского в Курган?

– Я просто хотел работать, – отвечает он на этот вопрос. – Помню, как мы на пятом курсе, когда уже диплом практически у тебя в руках, сидели с одногруппниками в парке на лавочке, общались, и у всех было такое ощущение – а куда дальше? Что делать? Конечно, хотелось остаться в Перми, но я понимал, что на тот период в театрах родного города я был не особо востребован, потому что каждый из них набирал свои курсы.

Всё решил случай. Однажды Сергей разговорился с режиссёром Пермского театра юного зрителя Татьяной Жарковой, она сказала, что знакома с режиссёром Курганского театра драмы Леонидом Гушанским и может позвонить и поинтересоваться, не нужен ли им артист. Так всё и сложилось. Сергей собрал вещи и приехал. Это был 2009 год, в Курганский театр драмы как раз набирали

молодёжь – пришли многие из тех, без кого сейчас сложно представить наши спектакли. Например, одновременно с Жураковским приехал Александр Шарафутдинов из Челябинска.

– Город меня сначала шокировал – после миллионника Перми, – честно признаётся Сергей. – Но театр сразу произвёл положительное впечатление, помню, пришёл сюда и подумал: «Ладно, всё не так уж плохо!». Первое время, конечно, было тяжело одному в чужом городе – ни друзей, ни знакомых. Спасала работа. Постепенно освоился, познакомился с труппой, появились коллеги, друзья. А потом я встретил свою будущую жену Елену. Сейчас у меня семья, растёт сын Ярослав. Так что я уже тут корни пустил. И понял для себя, что все-таки не место красит человека, а человек место! И в таком небольшом городе можно счастливо жить и работать.

«Надо любить свои роли»

– Есть у вас любимая роль?

– Феликс в спектакле Рахамима Юсуфовича Юсуфова «Подруга жизни» по Корсунскому – это, я считаю, лучшее, что у меня получилось. Мне настолько повезло с партнёрами, там еще играли Зинаида Христиановна Шмакова, Иван Степанович Дробыш, Татьяна Кузьмина. С ними было очень комфортно работать. Рахамима Юсуфовича я хорошо понимал, он меня направлял. Было сложно из-за того, что мне на тот момент было меньше 30 лет, а герой был гораздо старше, и надо было сделать так, чтобы зрители не заметили этой разницы.

– Расскажите, а как вы вживаетесь в новую роль? Всегда персонаж вам сразу близок и понятен?

– Это по-разному происходит, всё зависит от материала, от пьесы. Бывает, дали тебе персонажа, и сразу всё понятно. А бывает, что надо копаться, искать. Естественно, помогает режиссер, дает направление. И как-то в процессе репетиций всё складывается. Надо любить свои роли, ведь если не любить, то зачем ты вообще в этой профессии?

– В Курганском государственном театре драмы недавно стали проводиться театральные читки, вы тоже принимаете в них участие. Поделитесь впечатлениями?

– Что-то новое – это всегда интересно! А ещё нам дают возможность выбирать пьесы, какие-то новые, нестандартные. На следующей неделе, 14 марта, будет читка, произведение для которой я подобрал – «Дожить до послезавтра» Владимира Красногорова. Я читал одноактные пьесы с двумя действующими лицами, и чем-то она меня зацепила. Долго вынашивал, хранил в памяти, а сейчас, когда пошли читки, – предложил, её одобрили.

Самые честные зрители

В репертуарном листе Сергея Жураковского более четверти ролей – в спектаклях для детей.

– Для них играть на порядок сложнее, ведь дети – это самый честный зритель,– рассуждает мой собеседник. – Если ты не заинтересовал, то всё, ребёнок просто не будет смотреть. Но мне это нравится! Я умею ладить с детьми, люблю с ними возиться. И поэтому, наверное, мне проще участвовать в детских спектаклях, и это приносит огромное удовольствие. Вот, например, в «Волшебной лампе Аладдина» я Джинна играл – это же классно!

Наверное, самый строгий критик и почитатель таланта Сергея Жураковского – его сын Ярослав. Мальчику три с половиной года, и он ходит на все спектакли, какие только можно.

– Когда он первый раз в театр пришёл, был ещё помладше, произошла забавная ситуация, – с улыбкой рассказывает мой собеседник. – Супруга повела его на «Аладдина». Мы на сцене с Сашей Шарафутдиновым, он – Аладдин. По ходу действия должна быть пауза, мы замолкаем, и тут в тишине раздаётся из зала крик: «Папа!». Это было очень неожиданно. Сейчас сын уже подрос, мы ему объяснили, что папа работает, сказку играет, с ним разговаривать в это время нельзя. Он понимает, на ушко может маме что-то прошептать, а потом дома рассказывает: «Папа, я тебя видел!».

Когда я спрашиваю Сергея о том, как он отдыхает от работы, разговор вновь возвращается к сыну.

– У меня сейчас все мое свободное время занимает мой ребёнок. Мы с ним недавно, например, построили деревянный замок! А ещё он любит раскрашивать, делать аппликации, вот и сидим с ним, вместе все вырезаем, клеим. Да и просто дурачимся, в лошадки играем – как могут играть отец с сыном.

Мария Цисарева. Фото Александра Кадникова.

Комментарии

Оставить комментарий

Все новости рубрики Персона