Татьяна Гомбоева: «Я хочу переходить из спектакля в спектакль»

​Интервью с актрисой Курганского драмтеатра

Мы разговариваем с артисткой Курганского государственного театра драмы Татьяной Гомбоевой в гримёрке. Через час – начало репетиции. Она показывает висящий на стене большой черно-белый фотопортрет своей мамы, живущей в далеком Забайкальском крае. И рассказывает о своём детстве. О том, что росла она в атмосфере абсолютной любви, родители боготворили дочку. 19 ноября Татьяна Гомбоева отметила юбилей. Но сейчас я вижу в ней – в её улыбке, мягком голосе, сияющих глазах – ту жизнерадостную, открытую миру девочку из любящей семьи.   

Всё началось с красивого журнала

Родители видели свою дочь в будущем врачом или учительницей. Ведь о каком театре можно мечтать в маленьком забайкальском селе? Но однажды в руки ей попал толстый, блестящий, очень красивый журнал под названием «Театр». Таня, девочка-подросток, купила его на вокзале, когда ездила к сестре в Нерчинск – районный центр в Забайкальском крае.

– Там была такая красивая сцена из балета! – вспоминает она. – Так я впервые в детстве увидела слово «театр». И у меня сразу поменялось всё, я не захотела становиться ни врачом, ни учителем, я захотела стать артисткой!

Это оказалось не мимолётным желанием, а настоящим решением, серьёзной целью. Татьяна экстерном (как-то даже три экзамена пришлись на один день) выдержала выпускные испытания в 10-м классе – иначе бы не успела на вступительные экзамены в Иркутское театральное училище. Получила аттестат, не дожидаясь выпускного бала. И села в поезд, который повез её в Иркутск.

Об Иркутске остались самые теплые воспоминания: «Любимый, красивый, шикарный, потрясающий город! Это мощный научный и культурный центр». Учёба шла успешно. А ещё в эти годы она встретила будущего мужа – он тоже был студентом, приехал из Кургана. Вышла замуж, в результате  оказалась в нашем городе.

Первый мюзикл театра и артистки

Рассказывая о своих первых спектаклях в Кургане, самым ярким, значимым событием Татьяна Гомбоева называет «Свадьбу Кречинского» А. Колкера. Это был первый мюзикл Курганского театра драмы, поставлен он в 1993 году. Режиссёр Леонид Гушанский, в те годы являвшийся художественным руководителем театра, сначала пригласил Татьяну Гомбоеву в динамичную группу. «Там нужно было петь, танцевать, ведь динамичная группа – это, собственно говоря, массовка, – объясняет Татьяна Ампеловна. – Потом я плавно перетанцевала-перепела всё и начала играть Лидочку – главную женскую роль».

В её репертуарном листе на официальном сайте Курганского государственного театра драмы перечислено 38 спектаклей. Прошу рассказать о самых любимых ролях, но Татьяна Ампеловна будто останавливает меня: «Почему-то все журналисты задают этот вопрос. Что значит – любимые роли? Они все – любимые!»

– Я очень люблю сваху в «Бальзаминове», – перечисляет она, – Анну Марковну в спектакле по повести Куприна «Яма» «Очи чёрные» и мою Берту в комедии «Paris-France-Transit». И все свои роли в сказках для детей… И странницу мою в «Барышне-крестьянке».

Кстати, со свахой из «Бальзаминова» связана интересная история. Курганский театр драмы ездил с этим спектаклем на гастроли по сибирским городам – Томск, Кемерово, Новокузнецк. Так в Год культуры – 2014-й – он принял участие во Всероссийском проекте «Театральные просторы» – в обмен на гастроли драматических театров трёх этих городов. И в Томске заведующая постановочной частью областного драматического театра Галина Максименко, посмотрев спектакль «Бальзаминов», стала горячей поклонницей таланта Татьяны Гомбоевой. И подарила ей ювелирный комплект – огромные серьги с обсидианом и подвеску. «На, носи, сваху играй вот в этом!» – сказала она. Татьяна Ампеловна эту просьбу-пожелание выполнила. Так что именно эти украшения видят сейчас зрители, приходящие на спектакль «Бальзаминов» в Курганский драмтеатр.

Жёсткость и мягкость

Сейчас Татьяна Гомбоева готовится к новому спектаклю (он рассчитан на семейный просмотр) – это старая добрая «Золушка» по пьесе Евгения Шварца, где она играет мачеху. «Это совершенно отвратительный персонаж, отрицательный. Но она так нравится мне! – комментирует артистка. – И вообще у меня очень много таких героинь. Не голубых, не воздушных». Но какими живыми, убедительными, яркими получаются у Татьяны Гомбоевой эти образы! Вспомните, например, Анну Марковну, хозяйку публичного дома в «ресторанном романсе» «Яма». Жесткая, обладающая своеобразным чувством юмора, расчётливая и при этом по-своему обаятельная, очень колоритная женщина. Не был бы таким сильным её образ, – думаю, не почувствовали бы мы, зрители, настолько мощно трагизм положения девушек, которые волею судьбы оказываются в её власти.

И тут же я вспоминаю другую героиню Гомбоевой – в мае этого года в Курганском государственном театре драмы действовала театральная лаборатория «Современная проза и поэзия» под руководством известнейшего московского театрального критика Павла Руднева. В поставленном в её рамках режиссёром Георгием Цнобиладзе из Санкт-Петербурга эскизе «Время секонд-хенд» по роману Светланы Алексиевич Татьяна Гомбоева играла роль восточной женщины, которая помогает своим землякам в жестокой постсоветской России выжить, не потеряться, не пропасть. Мудрая, успокаивающая, умиротворяющая – по-настоящему творящая мир, о самых опасных ситуациях она рассказывала  с такой мягкостью! Такое материнское тепло сквозило в ее словах и жестах, что, казалось, любое зло перед ним отступит. Зрители в зале не сдерживали слёзы. 

– Сложно было литературный текст положить на органичный, доверительный разговорный язык, – вспоминает она. – Георгий Цнобиладзе очень тонко, уважительно, тщательно подбирал слова, подсказывал. У нас было две репетиции по часу, точнее говоря, это были беседы, его настойчивые просьбы, касающиеся манеры говорить, восточных жестов. И была ещё одна, такая жёсткая, просьба: не плакать! А текст этот очень тяжёлый. И я, когда выходила на сцену, сама себе как мантру повторяла: «Не плакать, не плакать!»

«Если ты работаешь глаз в глаз»

Моя собеседница признаётся, что очень дороги ей и все её роли в театральных уроках, которые ставила артистка Курганского театра драмы  Любовь Савина, – «Герои Первой мировой», «А мы такие молодые», «У меня есть сердце…». Она убеждена, что в задачи и театра, и артиста входит, как в компот ассорти, сразу много всего – и воспитательная, и образовательная, и культурная, и художественная составляющие. И каждый из этих компонентов одинаково важен.

– Школьники, конечно, шумят, когда усаживаются в зрительном зале. С ними трудно, наверное, справиться, когда спектакль только начинается: и номерки падают, и телефоны звонят… Но если ты работаешь глаз в глаз (а мы именно так и работаем: зрители же вот, прямо перед нами сидят), они меняются: смотрят, слушают, сопереживают, – говорит Татьяна Ампеловна. – Конечно, материал  не очень лёгкий. Что такое Первая мировая война? Сегодняшним школьникам кажется, что это было очень давно. Никто не расскажет про осаду крепости Осовец, про мальчишек-подростков, которые шли на эту войну. А мы об этом говорим. И я питаю очень большую надежду, что после спектаклей у кого-то в голове сохранится эта новая информация – о Первой мировой войне, о Великой Отечественной, о блокаде Ленинграда…

Спрашиваю мою собеседницу, какая же она – роль её мечты, которую ещё не пришлось сыграть, но очень хотелось бы. Однако мечтой она делиться не хочет – надо оставить её тайной, иначе не исполнится. Но говорит:

– А вообще, я мечтаю о классических спектаклях. Об Островском, о Достоевском. Я уверена, что в театре должен быть мощный плацдарм в виде шикарных классических спектаклей-полотен. Да, и комедии нужны, и мюзиклы, и спектакли малой формы. Но при этом обязательно должна быть мощная основа – именно классика. И я мечтаю работать, работать и работать, я хочу переходить из спектакля в спектакль.

БЛИЦ-ОПРОС

– Как вы любите проводить свободное время?

– Если выпадает такой чудесный день, когда нет никаких рабочих дел, я нахожусь дома и стараюсь никуда не выходить. Считаю, что в доме должно быть очень чисто, вкусно и красиво. Люблю делать что-нибудь своими руками, к примеру декоративные шкатулки, привожу в порядок старые стулья, этажерки – даю им вторую жизнь.

– Ваши любимые книги?

– Самые любимые авторы – Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Виктор Потанин, с семьёй которого мы дружим, Василь Быков, Федор Абрамов. И конечно, Пушкин! И Некрасов. Недавно перечитывала «Кому на Руси жить хорошо?». Это же такое актуальное произведение!

– Стал ли Курган для вас родным?

– Это произошло лет, наверное, десять назад. До этого я мечтала уехать либо в Улан-Удэ, либо в Иркутск – перебраться ближе к маме. Но сейчас у меня здесь много близких людей, в Шадринске живёт моя дочь с семьёй, в которой растут два внука.

– Вы счастливый человек?

– Да, сейчас я считаю себя совершенно счастливым человеком! Потому что меня окружают только хорошие люди, талантливые профессионалы, про каждого из которых можно сказать:  человек с большой буквы.

Мария Цисарева.

Фото из архива героини публикации.

Комментарии

Оставить комментарий

​В гостях у «Нового мира» депутат областной Думы Максим Харлов

Все новости рубрики Персона