С 1 сентября российские старшеклассники начнут учить историю по единому государственному учебнику. Это нововведение уже успело подвергнуться критике за «принуждение к единомыслию». На обвинения ответил член научного совета Военно-исторического общества и соавтор госучебника Юрий Никифоров.
Ученый уверен, что «критики» пытаются воздействовать на эмоции широкой аудитории, сформировать негативное отношение к учебнику. Для этого они используют субъективные оценки, продвигают «правильное» мнение. Соавтор учебника отмечает, что, в отличие от таких манипулятивных приемов, новое пособие предлагает возможность самостоятельного осмыслить исторические события.
По словам Никифорова, «критики» полностью игнорируют наличие в учебнике методического аппарата — вопросов и заданий для самостоятельной работы, ссылок на дополнительные ресурсы и источники информации. К примеру, в новые издания добавили QR-коды, ведущие читателя к произведениям литературы, художественным фильмам и различным цифровым ресурсам.
— А именно эта составляющая учебника ответственна за решение задач по формированию познавательной самостоятельности школьников, выработке навыков критического мышления, — пишет историк.
Отмечается, что новый учебник в первую очередь нацелен на развитие способностей к конструктивному анализу фактов. При этом он синхронизировал в себе два курса — всеобщую историю и историю России. Благодаря этому школьники смогут самостоятельно выстроить понимание взаимосвязи мировых процессов.
Напомним, зауральские старшеклассники познакомятся с новым учебником уже в сентябре.