«Диалог» провел аналитическое исследование и цикл социологических опросов для Минпромторга России, в которых изучил, как россияне относятся к отечественному производству непродовольственных товаров народного потребления.
С июня по ноябрь 2023 года аналитики оценивали восприятие пользователями соцмедиа четырех категорий популярных и востребованных российских товаров: одежды, мебели, косметики и бытовой техники. Всего было рассмотрено более 26 тысяч содержательных комментариев на таких площадках, как «ВКонтакте», Telegram и «Дзен».
По результатам исследования выяснилось, что у российской аудитории соцмедиа преобладают оптимизм и позитив в отношении к трем из четырех рассматриваемых категорий отечественных товаров: косметики (73%), одежды (55%) и мебели (53%). В отношении бытовой техники был зафиксирован 41% позитивных комментариев.
Начальник управления социологии АНО «Диалог» и руководитель социологического агентства «Вебер» Елена Удалова отмечает, что в целом россияне стали позитивно относится к товарам отечественного производства.
— Мы фиксируем, что сегодня большинство россиян (63%) считают уход иностранных брендов позитивным явлением для российской экономики, а почти половина (48%) позитивно относятся к российским предпринимателям. К категориям брендов, где у нас есть наибольший потенциал для роста, опрошенные чаще всего относят технику и электронику (21%), при этом лишь 16% выступают за возвращение иностранных брендов, что лишний раз подчеркивает: большинство граждан в первую очередь желают развития и появления новых российских товаров, нежели возвращения зарубежных, — подчеркнула Елена Удалова.
Исследователи обратили отдельное внимание: в своих высказываниях пользователи соцмедиа выражают недовольство тем, что российские бренды дают название компаниям с использованием латинских букв вместо кириллицы. Некоторые комментаторы также связывают с этим незнание другими пользователями отечественных марок. Они предполагают: англоязычное написание вызывает ложное убеждение в том, что производитель является иностранным/
Эксперты предлагают рассмотреть возможность довести до сведения отечественных производителей запрос аудитории на русскоязычные названия торговых марок. По мнению авторов исследования, отказ от мимикрии под зарубежные названия и использование кириллицы более уместны в сегодняшних реалиях.