Прямой эфир, прошедший в редакции «Куртамышской нивы» 5 мая, изначально пошёл «не по сценарию». Но было интересно, душевно, музыкально. И этому есть вполне логичное объяснение – у нас в гостях был Александр Алексин, творческая личность, музыкант, актёр, обаятельный и очень простой в общении молодой человек.
Александр наш земляк. Сейчас он живёт в Санкт-Петербурге, служит в театре Эстрады им. А. Райкина вместе с не менее известным другим нашим земляком Юрием Гальцевым. Александр начал свою творческую карьеру в созданном им инструментальном дуэте «Алексин и Соколенко». Дуэт неоднократно становился лауреатом всероссийских и международных музыкальных конкурсов.
Из художников – в музыканты
Путь в искусство у Александра был безусловно предопределён. Его мама Вера Леонидовна Алексина — директор Детской школы искусств, воспитавшая не одно поколение музыкантов и вокалистов. Поэтому природа на сыне не отдохнула. Но пробовать себя маленький Саша сначала стал на изобразительном отделении.
— Помню, что три или четыре раза уходил, бросал. Мама возвращала, аргументируя это тем, что нужно завершить, раз начал, и вообще необходимо ещё чем-то заниматься кроме обычной школы, — с улыбкой вспоминает молодой человек.
Но тут вмешался случай и пресловутый друг Юра, который предложил Саше с ним за компанию пойти учиться играть на гитаре. И как это часто бывает, Юра бросил музыкалку через год. А пришедший за компанию Саша остался. Первым учителем для него был Сергей Юрьевич Еланцев, о котором молодой человек отзывается с благодарностью:
— Вместе с профессиональной опекой он давал мне свободу и возможность нарушать правила, делать не как обычно. «Не трогал» меня. А Геннадий Иванович Назаров, второй учитель, уже продолжил формировать мою технику в музыкальном колледже. Их я считаю своеобразными столпами, которые дали очень многое.
— Не было в детстве желания всё бросить и заняться делом, далёким от искусства?
— Я вообще не припомню, чтобы особо корпел и страдал над гитарой, занимаясь по четыре – двенадцать часов. Был, скорее всего, в творческом моменте, когда всё интересно и неутомительно.
Александр вспоминает моменты из детства, когда с девочкой из класса они выбирали кассеты, чтобы послушать дома. Девочка взяла всего две кассеты, а юный Саша — целый ворох с роком. Преимущественно отечественным, где большинство было песен группы «Король и шут».
— Мне было интересно: как они это делают? В общем, зацепило. Бывал на их концертах, следил за профессиональным ростом.
— А свою первую песню помните?
— Да (улыбается). Там были такие слова: «О-о-о, гондола, моя…». Итальянские мотивы. Правда потом слово «гондола» было заменено на более благозвучное «лодка».
Александр признаётся, что люди часто не хотят вспоминать и стыдятся своих первых детских шагов в творчестве, но ему такие чувства не знакомы и он аргументирует это так:
— Мне всегда было интересно сочинять, играть. Я старался, чтобы все песни, музыка были сделаны качественно.
На таком же интересе, как он сам выражается, Александр и преподаёт игру на гитаре. Возраст его учеников от 5 до 78 лет. Много интересных людей, много историй. Но самое главное, чему учит Александр – это то, что музыка передаёт образы, настроение, чувства… А что при этом мешает? Гитара!
— Многие думают, глядя на музыканта, виртуозно играющего на гитаре, что всё весело и легко, но это не так. Нужно много, очень много заниматься, чтобы всё было технично. И тогда зритель не будет слышать шороха струн, скрип гитары, он услышит только музыку… — объясняет Александр.
Электричка, кулисы, сцена
После учёбы в Курганском колледже культуры Александр принимает решение поступать в Екатеринбургский государственный театральный институт. Учит стихотворение и басню. Садится в электричку и едет покорять столицу Урала, доучивая по дороге последние строчки произведений. А в Екатеринбурге зал, в нём примерно 150 человек, которые поступают к одному мастеру. Многие из них поступают повторно, учли ошибки и целый год готовились.
— Первая мысль была: «Куда я лезу?». Но опять же помог уход от своеобразного шаблона. Поэтому поступил, — вспоминает Александр.
Потом, в 2016 году, было знакомство с ребятами из команды «Уральские пельмени» и Сергеем Ершовым. Заказ песни для передачи на СТС «Место под солнцем». Песня «Наш пляж» прозвучала. И дальше первый опыт съёмки в проекте «Водила — разводила». Сплошная импровизация, где гаишник, сержант Алексин останавливает реальных водителей, и оператор работает «под прикрытием».
— Водители верили?
— Да. По сути эта съёмка напоминала мне по ощущениям ситуацию «бросили в воду — плыви». Справился, потому что никогда не работал по готовым сценариям и опять-таки шаблонам, — отвечает артист.
В 2018 году Александр Алексин едет в Санкт-Петербург, чтобы начать служить в театре Эстрады имени Аркадия Райкина. Юного и талантливого земляка пригласил худрук Юрий Николаевич Гальцев, заслуженный артист Российской Федерации.
Сегодня Александр задействован в 15-ти спектаклях, снимается в кино, ведь Петербург негласно считается сериальной столицей.
А знакомство с театром получилось снова по аналогии с ситуацией «бросили в воду – плыви».
— Служба в театре начиналась в сентябре, но я пришёл заранее, чтобы познакомиться с труппой. В джинсах, кроссовках. А через полтора часа уже был в рубашке, брюках, туфлях и на сцене с гитарой в руках. Случился форс-мажор и в тот день не оказалось гитариста, а я как раз вовремя пришёл знакомиться, — со смехом вспоминает мой собеседник.
На уровне накопленного опыта, наслушанности и музыкальной интуиции он «вывез». Так же, как и в одной из своих работ в сериале о Великой Отечественной вой-не, где он играет капитана сухопутных войск, пробирается вместе с солдатами через болото, и, чуть сбившись с ориентиров каскадёров, все проваливаются в трясину.
Есть в списке работ Александра и съёмки в полнометражном фильме «Здравствуй, Дедушка Мороз!», где он работал совместно с Юрием Гальцевым и Виктором Логиновым.
— Кино и сериал — это одно, а как импровизировать на сцене, резонировать, входить в контакт со зрителем?
— Если позволяет материал спектакля, то можно вступать в диалог, опять же выходя из шаблона. Но необходимо уловить ту невидимую грань, чтобы не переиграть, не перекормить импровизацией.
Александр отмечает, что нужно постоянно быть в движении и учиться:
— Для спектакля к 9 Мая за две недели пришлось «забороть» балалайку.
Речь идёт об ежегодных постановках в День Победы на открытых площадках возле театра Эстрады на улице Большая Конюшенная. Артисты поют для зрителей фронтовые песни. «Махнём, не глядя, как на фронте говорят…» — звучит в исполнении Александра Алексина, а публика подпевает.
Реальность или магия?
— Путь в искусстве у каждого свой. Но есть ли те, кто Вас вдохновляет, служит своеобразным эталоном?
— Динамичная, интересная музыка в исполнении Томми Эммануэля. Безусловно, «Король и шут» всегда со мной. Вообще если понаблюдать за интересными коллективами, сольными исполнителями – у них у всех свои «фишки», своеобразные яркие пятна.
— Как рождается магия музыки?
— Иногда быстро, буквально за 40 минут. Ты слышишь музыку, её посыл, а уже потом на мелодию ложатся слова.
Александр вспоминает, как Юрий Гальцев заметил, что в репертуаре маловато морской тематики. И музыкант пошёл по улицам Петербурга на набережную смотреть кораблики. Так родилась сюжетная песня в тональности ля минор «Эх, Любаша», которая теперь звучит на спектакле «Концерт для своих».
— Кстати, идею припева подсказала мама, — отмечает молодой человек.
И действительно, слушая песню, словно чувствуешь морской солёный воздух, тепло июльского дня и доносятся гудки пароходов. Или песня-посвящение своей будущей супруге, где цветёт зима и нежно льются облака, а каждая новая строчка – это первая буква её имени и фамилии – Надежда Михайлова.
Это ли не магия музыки?
— А вот где получить силы для творчества и новых свершений? Малая родина – Куртамыш – место силы?
— Да, это место, которое вдохновляет. Конечно, я ещё не в том возрасте, чтобы ностальгировать, но здесь мне тепло от родного дома и общения с близкими людьми. Здесь всё настоящее, нет наносной чепухи. Самое главное для меня, напитавшись этим светом, как можно дольше сохранить его в себе.