19 января православный мир отмечает праздник Крещения Господня. Его также называют Богоявлением, и днем Просвещения, и праздником Светов – поскольку Крещение является, в сущности, духовным просвещением. Об истоках праздника и его значении для нас, ныне живущих, рассказал секретарь Курганской епархии Русской Православной Церкви, настоятель Богоявленского храма отец Леонид Перчугов.
Окунайтесь со смыслом
– Что мы празднуем в Крещение?
– Крещение Христа в водах иорданских имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое. Русское слово «крестить» происходит от греческого «погружать», и в некоторых вариантах перевода даже «хоронить». Самый смысл этого таинства состоит в том, что ветхий человек умирает, а в воде рождается новый. Умирает он в той жизни, в которой жил для себя, грешил, а рождается заново для Бога, для праведной жизни.
Но главное – это вовсе не погружение в воду. У этого дня есть еще название – праздник Богоявления, и в этом его суть. В этот день Бог впервые явил себя людям как Троица, в полном виде. Бог-Отец в виде голоса, сошедшего Иисусу, Бог-Святой Дух в виде голубя, и Бог-Сын – в виде богочеловека
Иисуса Христа. Именно это событие мы и празднуем. В Евангелии от Матфея сказано: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:16). Вот в этих строках и есть смысл праздника. При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание (религия), была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице.
– Многие, превозмогая себя, окунаются в ледяные проруби, хотелось бы знать: это на самом деле необходимо для всех православных?
– Нет, не верьте этому, никто из священнослужителей никогда не будет настаивать в вашем омовении в ледяной проруби. Это вовсе не церковное таинство, это скорее русский исторический обряд, очень древний. Есть даже версии, что многие века назад так окунались особо провинившиеся. У нас же на долгие годы купание в проруби на Крещение было забыто, и обряд этот возродился лишь в 90–2000-е годы, что было, как я понимаю, данью моде.
Окунаться или нет – каждый решает сам, и это действие будет иметь лишь тот смысл, который вы ему придадите. Конечно, больно смотреть на тех, кто подходит к иордани с матами и сигареткой и с криками кидается в воду, а после держит себя так, как будто он совершил огромный подвиг. С таким подходом лучше посещать все-таки клуб моржевания.
Подвига и жертвы Богу, как многие думают, в крещенском омовении нет. Да, мы прорубаем в наших замерзших водоемах иордани в виде креста, в этом есть благочестивый смысл, чтоб повторить путь Христа, но Православная Церковь ни в коем случае не осуждает тех, кто не ныряет в прорубь. Ведь река Иордан очень теплая, а наши воды ледяные. И само по себе купание не несёт духовного исцеления или очищения от греха. Не нужно думать, что вы окунетесь и ваши грехи вам будут прощены, можно дальше жить без оглядки на Господа. Это не так. Очищение в Православии происходит на исповеди и причастии. И главное в праздник Богоявления – прийти в храм, причаститься Христовых Таин и соединиться с Богом не только духовно, но и телесно.
Тайна воды
– Вся вода в этот день становится освященной?
– Считается, что погружением Своим в воды Иордана Господь освятил «все естество вод» и всю землю. Присутствие Божественной силы в воде наше тленное естество через Крещение преобразует в нетленное. И воды все в этот день освящены великим событием.
Но истинной святыней, которую по-церковному называют Агиасмой, является та крещенская, богоявленская вода, на которой произведен чин освящения в храме божием. Эта вода не портится, сколь ее не храни. И относиться к ней нужно как к святыне. Не варить из нее кушаний, не принимать ванну. Святую воду следует пить натощак, утром. Можно использовать ее как концентрат – добавлять несколько капель в стакан с обычной водой.
Поэтому не следует идти в церковь на Крещение с пятилитровками и канистрами и загружать полные машины. Достаточно прийти в храм с небольшой емкостью с водой и после чина освящения пользоваться ею так, как подобает, и ее хватит вам на целый год.
Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и не портится. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил святитель Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне, целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».
А вообще, я читал свидетельства, что в советские годы люди, не имея возможности прийти в храм в этот день и не имея водопровода, набирали воду чуть ли не из батарей отопления, пользовались и исцелялись. Потому как вода, в частности агиасма, действительно творит чудо, и таких доказательств великое множество. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), церковный деятель, врач-хирург, которому была присуждена Сталинская премия, написавший «Очерки гнойной хирургии» (на них, кстати, до сих пор опирается современная хирургия), говорил так: «Пейте святую воду как можно чаще и исцеляйтесь ею». А ему можно верить. Это великий хирург и великий православный подвижник. Он умер в 1961-м, а в 1995 году был причислен к лику святых.
Не магизм, а духовность
– А нельзя ли прийти в церковь в любой день и освятить воду? В некоторых храмах есть чаны со святой водой…
– Действительно, это так, чин малого освящения воды совершается круглогодично, но эта вода не является великой агиасмой. Хотя и она, безусловно, полезна. Чин же Великого освящения воды совершается лишь дважды в год. 18 января, в Навечерие праздника, в Крещенский сочельник. Утром в этот день совершается красивая служба, которая называется Царские часы, затем совершается Литургия Василия Великого, после чего священник или епископ совершает чин освящения воды первый раз. На следующий день, 19 января, в праздник Крещения Господня, после Литургии святого Иоанна Златоуста вода освящается второй раз. И в том, и другом случае – это крещенская (богоявленская) вода, Великая агиасма, обладающая одной Божественной силой. Ранее воду освящали лишь один раз, но потом, по снисхождению к людям, к их физической слабости, это стали делать дважды.
В знак особого почитания Крещенской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи.
– Отец Леонид, вы упомянули, что некоторые берут очень много агиасмы, вероятно, ею освящают жилища, таким образом пытаясь изгнать злых духов. Церковь позволяет это?
– Мне это странно, потому что освятить жилище может только священник. Ведь потому в христианстве и есть чин священно-служителя, который приобретается через рукоположение, и идет это еще от апостолов, которые рукополагали себе помощников, передавая право священнодействовать. Скажем, в исламе и иудаизме этого нет: там человек получил определенное образование и считается священником. А вообще, обряда освящения жилища не было в нашей православной традиции. Когда-то вся богословская мысль была сосредоточена в Киеве, а там велико было влияние Речи Посполитой, Литвы, то есть католичества. И лишь в XVII веке под этим влиянием епископ Киевский Петр Могила включил чин освящения жилья в требы. А до того на Руси жилище освящалось молитвами да самой праведной жизнью его обитателей… Ибо в Православии нет магизма, а есть духовность, изменение себя с верой и любовь к Богу и к ближнему.