История Зауралья в 30-e годы XIX - начало XХ вв.

В 30-е годы XIX века в Кургане начинается строительство Богородице-Рождественского собора.

В растущем городе образовался второй приход. Граница между Троицким и Богородице-Рождественским приходами проходила по Троицкому переулку (сейчас – улица Ленина). Собор славился своим благолепием, красотой резных иконостасов, иконами.

В городе, застроенном почти исключительно деревянными домами, не редкостью были пожары. Для защиты от них в 1823 году была куплена первая огнегасительная машина, а в 1830 году было выстроено деревянное пожарное здание с каланчой, на которой во время пожара поднимали шары: один шар – если пожар в первой части города, два шара – если во второй. После сильных пожаров 1860-х годов, когда выгорело две трети города, стали активно строиться каменные и полукаменные дома в один и два этажа.

В городе из восьми улиц (не считая многочисленных переулков) работали 15 магазинов и 33 лавки «съестных припасов», а также более сотни частных лиц торговали мясом, рыбой, хлебом, колбасой и кондитерскими изделиями. Для приезжих были открыты четыре постоялых двора, 14 харчевен и одна гостиница.

К концу века увеличился объем курганской промышленности. Наиболее крупными являлись винокуренный, пивоваренный и мукомольные заводы Д.И. Смолина, оснащенные по последнему слову техники. Смолин первым установил на своих заводах паровые машины системы «Танге» и локомобили (динамо-машины) Шуккерта, которые приводили в действие механизмы и освещали цеха электричеством – за двадцать лет до строительства первой городской электростанции. Использование самого современного по меркам того времени оборудования помогало добиться очень высокого качества продукции. Крупчаточная мука с мельницы Д.И. Смолина весьма высоко ценилась на рынке, ее сбывали не только по всей Тобольской губернии, но и в Омске, Петропавловске, Иркутске, Нижнем Новгороде и Москве.

«Может быть, не каждому известно, – писала «Памятная книжка Тобольской губернии на 1884 год», – что турок получает коровье масло из Сибири, лондонская гостиница освещается стеариновой свечей из сибирского сала, пуховая шляпа, покупаемая европейцем, приготовлена из шерсти сибирского зайца, сапоги, красующиеся на ногах немца, выделываются в Лейпциге из сибирской кожи…».

Кроме электричества в Зауралье приходят и другие технические новинки. Уже в конце 80-х годов XIX века в Кургане успешно действовала телеграфная станция, через которую за год проходило более восьми тысяч депеш; с 1894 года для служебного пользования открыты восемь телефонных станций. С 1884 года купцом Шубиным была «заведена» типография для выполнения частных заказов, а в 1891 году открывает свое фотоателье Алексей Иванович Кочешев – замечательный фотограф, благодаря работам которого мы и сегодня можем увидеть Курган таким, каким он был в конце XIX – начале XX века.

Проведение через Курган в 1893-1894 годах железной дороги способствовало небывалому экономическому подъему. Железная дорога сразу же «приблизила» Зауралье к европейской России. Значительно увеличился поток товаров, идущий к столичнымцентрам и через порты – в страны Европы. Две транспортные конторы – «Надежда» и «Россия», открытые на станции Курган, едва справлялись с объемом перевозок. Подводы, нагруженные мясом, сырыми кожами, салом, маслом, патокой, круглосуточно тянулись к товарным дворам.

Конец XIX века — время бурного развития маслоделия в Зауралье. В 1894 году петербургский купец А.А. Вальков открыл в селе Утятском первую в Курганском уезде маслодельню, а вскоре здесь началась маслодельная лихорадка. К 1900 году в Курганском уезде было уже 60 маслозаводов.

Датская фирма «Паллизен» в 1896 г. начинает экспорт зауральского сливочного масла. Годом позже открываются контора М.Д. Кучкова, отправляющая за границу яйца и масло, и контора торгово-промышленного Товарищества «Бр. В. и Н. Бландовы», работавшая для Лондона. В 1898 году открываются конторы Э.Ф. Эсман, с отправкой продукции в Данию и Англию, и «Густав Беккер» – с отправкой масла, яиц и дичи в Германию. Еще через год в Кургане появляется отделение знаменитой фирмы Г.Г. Фиента, также отправляющей масло, дичь и живность в Лондон, открывается датская фирма «Карл Гольбек».

Курган постепенно превращается в центр сибирского маслоделия. Из Зауралья маслоделие распространилось на всю Западную Сибирь, где к 1913 г. было уже более 4 тысяч маслодельных заводов. В Кургане была открыта контора Союза сибирских маслодельных артелей, управляющая тобольскими и отчасти томскими производителями масла. В объединение входило 27 артелей и маслозаводов. 80 % всего масла союз отправлял в Англию, 12 % - в Германию, 8 % шло на внутренний рынок. Союз Сибирских маслодельных артелей возглавил А.Н. Балакшин, став его первым и бессменным руководителем. Организация имела свои конторы в Москве, Берлине, Лондоне. Благодаря деятельности Союза Россия к 1912 г. по экспорту масла вышла на второе место в мире, уступив Дании.

Комментарии

Поход Ермака положил начало массовому переселению в Сибирь крестьян из России.

Все новости рубрики История Зауралья