«Коляда­Plays»: игра, театр, жизнь

Последняя декада июня стала настоящим праздником для поклонников современного театра.

Проходил этот праздник практически по соседству с Курганом – в столице Урала Екатеринбурге. На X Международный театральный фестиваль современной драматургии «Коляда­Plays» в этом году приехали постоянные зрители из самых разных городов России, в том числе Москвы, Ростова­на­Дону. Побывал там и корреспондент «НМ».
Одиннадцать безумных дней
Одиннадцать дней  (с 20 по 30 июня)  и тридцать спектаклей основной программы, которые шли одновременно на нескольких площадках города, поставленные театрами из разных городов России и зарубежья. Так, Teatr Druga Strefa (Варшава, Польша) представил спектакль по пьесе Владимира Зуева «Икотка» (на польском языке, с синхронным переводом на русский). А ещё один польский театр, Teatr Slaski (Силезский театр имени Станислава Выспянского, г. Катовице), в рамках офф­программы привез «Женитьбу» Н. Гоголя. Причем спектакль показали не только в Екатеринбурге, но и в Нижнетагильском театре драмы, благодаря чему фестиваль «Коляда­Plays» в этом году впервые расширил свою географию на Урале. 
Насыщенной оказалась и офф­программа – еще более тридцати спектаклей, читки, кинопросмотры, обсуждение представленных накануне постановок, вечерние встречи актерского клуба… А еще состоялся концерт специального гостя фестиваля – драматурга и писательницы Людмилы Петрушевской. И конечно, традиционный выезд на дачу к художественному руководителю «Коляда­театра» Николаю Коляде в село Логиново. Это не просто дача – это летний театр, где под деревенским навесом состоялись читки пьес конкурса драматургов «Евразия­2016». В общем, тем, кто решил полностью погрузиться в сказочное действо, именуемое «Коляда­Plays», на эти одиннадцать дней пришлось забыть про нормальный режим дня, сон, отдых.
Трагедия  в стиле рок
Как вам, например, такой поворот: приходишь в театр, а попадаешь на рок­концерт? Проект «The Театр» из Уфы представил на фестивале спектакль по пьесе Валерия Шергина «Бежать». Когда мы вошли в зрительный зал, на сцене уже настраивала аппаратуру и наигрывала знакомые мелодии «Нирваны» рок­группа «Мистил». Неудивительно – в программе жанр был обозначен как «рок­баллада в одном действии». Сюжет мне уже знаком – по проходившему в марте этого года в Кургане фестивалю современного искусства «Параллели», когда на сцене «Гулливера» нестандартный любовный треугольник, за драмой которого кроется нечто большее, чем просто взаимоотношения, представил проект «ЧИТКИ. Челябинск». 
Но, несмотря на это, «Бежать» я смотрела словно в первый раз. Неслучайно уфимский режиссер Руслан Абраров назвал свою постановку рок­балладой: зрителя сразу охватывает атмосфера особого рок­н­ролльного драйва. Накал эмоций и страстей, приближающаяся трагедия чувствуется с самого начала – на одежде героев видны красные, будто кровавые, пятна. Бежать – от любви? От ответственности? Из провинциального города? К свободе и самореализации? Но что на самом деле нужно человеку? Эти вопросы ставит перед зрителем спектакль, и еще глубже прочувствовать их серьезность помогает живой звук электрогитар. Искренность и надрыв актеров «The Театра» покорили и членов жюри фестиваля. Тамара Адамова, исполнявшая роль талантливой и слегка стервозной красотки Стю, получила приз «Надежда».
Дочки­матери
Сразу в нескольких спектаклях как основной, так и офф­программы я почувствовала одну сквозную тему – отношений родителей и детей. Может быть, потому, что в основе большинства постановок – работы молодых драматургов? Как родительская любовь в детстве дает человеку силы на преодоление бед и проблем во всей взрослой жизни и как сказывается ее отсутствие на личности? А если герой волею судьбы остался вообще без родительской заботы? «Наташину мечту» – пьесу Ярославы Пулинович о девочке­подростке из детского дома – на фестивале представили сразу несколько участников: Тобольский драматический театр им. П.П. Ершова и Независимый проект артистов Астраханского драматического театра. Наташа лишена материнской поддержки, она сильная, независимая «пацанка», но при этом очень тонкая и ранимая натура, мечтающая о настоящей любви и белой фате, таких, чтобы все подружки завидовали… В рамках офф­программы мы увидели «Наташину мечту» еще и в прочтении «Коляда­театра»: пронзительный моноспектакль Алисы Кравцовой многих в зале растрогал до слез.
Созвучным ему показался мне и спектакль Вологодского театра для детей и молодёжи «Однажды мы все будем счастливы…» по пьесе Екатерины Васильевой. «Она» – только так говорит о своей маме странная девочка, будто придавленная грузом каких­то забот и страхов. С неопределенным возрастом, с непонятными колготками на голове, украшенными бантиком, в стоптанных детских сандалиях огромного размера… Нелепая, забитая, мечтающая о любви с букетами цветов и о признании в компании подружек­одноклассниц, девочка постоянно вспоминает слова своей матери: «Злыдня ты, Машка!», «По­своему люблю тебя…» История, которую в форме моноспектакля поведала нам устами Машки актриса Виктория Парфеньева, заканчивается трагически. Героине остается чувство вины и одиночества да наивные детские рисунки на сцене, а зрителям – размышления: кто же прав и кто виноват в том, что все произошло так, а не иначе. Виктория Парфеньева за эту роль удостоена на фестивале «Коляда­Plays»­2016  приза  «Лучшая женская роль».
О чём напоминают гуси?
Перед нами – повзрослевший одинокий сын Вова (Алексей Ротачков), талантливый ученый, разработавший никому в России не нужное, практически вечное дорожное покрытие, и его столетняя мама Зоя (заслуженная артистка РФ Нина Пантелеева), которой врачи еще две недели назад пообещали, что не сегодня­завтра жизнь ее закончится. Они коротают похожие один на другой дни в двухкомнатной квартирке. Привычный уклад жизни нарушает появление девицы Жени (Александра Карельских), страстно мечтающей сменить опостылевшую деревню на город… Вместе с ней здесь появляются две стойки пышных вечерних платьев, а также огромные белые гуси, голову которых украшает фата, а шею – бусы, и такие же дородные белые корова, поросенок, бык… То ли бывший деревенский быт Жени воплощается в этих образах, то ли молодость столетней Зои, воспоминания о которой зритель видит еще и в проецирующихся на задник сцены видеокадрах. Или мечта о счастливой, спокойной, полной любви и достатка семейной жизни? 
«Как Зоя гусей кормила» – спектакль по этой пьесе Светланы Баженовой представил Саратовский академический театр юного зрителя им. Ю.П. Киселева, главным режиссером которого, кстати, является ученик Николая Коляды Алексей Логачев. По итогам фестиваля за этот спектакль, а также за «Банку сахара» по пьесе Таи Сапуриной Саратовский ТЮЗ получил приз «За высокую культуру сценического воплощения современной драматургии».
История, мысль, люди
Назовем обладателей и остальных наград театрального фестиваля. Приз «Лучшая мужская роль» получил Руслан Хайсаров за роль Альберта в спектакле по пьесе Ярославы Пулинович «Жанна. Дальше будет новый день»
Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури (г. Уфа). Лучшим актерским ансамблем признан Марийский национальный театр драмы им. М. Шкетана (г. Йошкар­Ола) за спектакль по пьесе Николая Коляды  «Баба Шанель». Кстати, оба эти спектакля шли, соответственно, на башкирском и марийском языках, с синхронным переводом на русский.
Приз «Лучший актерский ансамбль» вручен молодежному театру «Ангажемент» им. В.С. Загоруйко (г. Тюмень) за спектакль по пьесе Валерия Шергина (по одноименному роману Виктора Строгальщикова) «Край». Приза «Лучшая режиссерская работа» удостоена Марина Брусникина за спектакль по пьесам Таи Сапуриной, Ирины Васьковской, Юлии Тупикиной «Кот стыда» Российского академического молодёжного театра (г. Москва).
Ну а обладателем Гран­при фестиваля «Коляда­Plays»­2016 стал Нижнетагильский драматический театр им. Д. Мамина­Сибиряка за спектакль по пьесе Олега Богаева «Дикое счастье» (по мотивам произведений Д. Мамина­Сибиряка). «Знаю, что многих удивило решение жюри присудить приз спектаклю Нижнетагильского театра, – пишет в своем блоге в одной из соцсетей Николай Коляда. – Оно было принято единогласно. Удивительно, но, я думаю, для всех, кто занимается театром, это   особенный знак. Все уже устали от новаторства. И критики, и публика. Уже нет сил смотреть в каждом спектакле не историю, которая трогает тебя эмоционально, а что­то, что лишь обращается к твоему холодному разуму: созерцай, думай. Хочется смеяться. Потом плакать… Надо, чтобы в театре была история, характеры, мысль, боль, живые люди».

Инициатор, главный организатор и идейный вдохновитель фестиваля «Коляда­Plays», его президент – художественный руководитель «Коляда­театра» (Екатеринбург), заслуженный деятель искусств Российской Федерации, режиссёр, драматург, лауреат Международной премии имени К.С. Станиславского Николай Коляда. Проводится это мероприятие при поддержке Свердловского регионального отделения Союза театральных деятелей РФ, Министерства культуры Свердловской области и управления культуры  администрации  Екатеринбурга.

Фестиваль «Коляда­Plays» дает уникальную возможность  познакомиться с самыми свежими постановками по пьесам современных драматургов. В основную программу фестиваля включаются спектакли, премьерные показы которых состоялись в течение последних трёх театральных сезонов. Среди авторов, чьи произведения представляют на сцене, немало учеников Николая Коляды, представителей Уральской школы драматургии. В их числе есть и известные зауральцам имена. Например, Ярослава Пулинович – автор инсценировки по мотивам повести А. Куприна «Яма», лежащей в основе спектакля Курганского государственного театра драмы «Очи черные». Или Валерий Шергин, безусловно, запомнившийся курганцам по читкам на фестивале современного искусства «Параллели», проходившем в марте этого года в театре кукол «Гулливер».

Источник: 
Мария Цисарева

Комментарии