Московский режиссёр Андрей Афонин в Кургане провёл мастер-класс для воспитанников «Инклюзион школы»

Пристегните крылья, мы взлетаем

Я не знаю ни одного человека, который бы сказал: «Я не хочу быть счастливым».  Счастья хочется всем, не зависимо от того, родился ты крепким и здоровым или с первых дней  твоя жизнь стала непрерывной борьбой за эту самую жизнь. И всё же каждый ищет свой путь к цели с названием «счастье». Иногда эти пути пересекаются, сходятся в одной точке, делая дорогу шире, а идущих по ней, уверенней в правильности выбора своего пути.

Уже второй год в нашем городе работает Инклюзион школа – веточка, протянувшаяся в Курган из Москвы, из Центра творческих проектов Инклюзион. Холит и лелеет эту веточку актриса театра кукол «Гулливер» Оксана Кириевская не без помощи Управления культуры Курганской области и Курганской областной общественной организации спортивно-реабилитационного клуба инвалидов «Ахиллес». Школа появилась благодаря воле и умению идти к поставленной цели Оксаны Кириевской. Где-то, уже в обозримом будущем, всех нас ждёт спектакль, к которому идут «школьники», разминая материал, свои тела и тренируя воображение. В этом им активно помогает прямо из Германии Наталья Плеханова театральный педагог и режиссёр с международным опытом.Любое занятие школы – это для каждого участника маленькая победа над собой, большой прорыв к новым эмоциям и непривычному образу жизни. Каждый «школьник» может рассказать свою историю, но знакомит нас с тем, что происходит на занятиях Лиля.

Из дневника Лили, участницы проекта:
… я настолько была благодарна Оксане Николаевне за новый опыт, что у меня даже не было слов. В конце занятия мне захотелось подойти к ней и выразить свою благодарность, но я понимала, что меня хватит только на что-то вроде: "Я, папа, Вы…Вы меня на ножки, как в детстве", – а дальше бы потекли слёзы.  Мне показалось, что Оксана взяла меня за плечи, поставила на ноги, и мы пошли… 
- Оксана, спасибо Вам большое! До восемнадцати лет я не помню чего-то подобного. Вы меняете меня, и это хорошо.

 Я уверена в том, что Инклюзион.Школа.Курган – это такое большое, тёплое, душевное место, которое примет под своё крыло каждого.
 У Лили ДЦП, она всегда в коляске, но уже в своих ощущениях она ходит, встаёт «на ножки»…

…На очередном занятии в Инклюзион.Школа.Курган я вдруг почувствовала себя другой.
Мы начали работать со своим телом, и у меня, как мне показалось, изменилось отношение к нему. Ощущения стали какими-то новыми, загадочными.

Ноги отчаянно болели, но я была довольна. «Королева встала с трона!» – звучало у меня в голове.

Лиля вместе с папой, Максимом Викторовичем мечтают написать пьесу и поставить спектакль о взаимоотношениях людей обычных и с особенностями.

«Инклюзион.Школа.Курган» почти сразу кроме подготовки «школьников» к будущему спектаклю, начала активную методическую деятельность, привлекая как иностранных специалистов, так и своих соотечественников из других городов, имеющих большой опыт работы в этом направлении. …». В апреле в Курган на неделю приезжали театральные педагоги из Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Пензы, Нижнего Новгорода, Кондопоги, Нягани и других городов России. Все они занимаются с детьми или взрослыми, имеющими ограниченные возможности здоровья.Онлайн занятия с русскими педагогами проводили специалисты из Германии (Наталья Плеханова) и Швейцарии (Мария Галатти). Все участники отметили результативность этих занятий и то, что расстояния между участниками и педагогами словно бы и не было.

Встречи – онлайн, офлайн, семинары, поездки – всё это ради помощи и специалистам и тем, кто пришёл в эту «школу» чтобы узнать о жизни и её проявлениях что-то новое.  И вот опять в рамках проекта «За горизонт и дальше…» (16+), реализуемого Курганским областным отделением Союза театральных деятелей РФ на средства Фонда президентских грантов, целых пять дней для разбега. Сделать надо много и если коротко – преодолеть себя.

Несколько дней я наблюдала, болела, переживала, слушала, удивлялась и восхищалась тем, как люди с особенностями здоровья учились замечать, реагировать, сосредотачиваться, объединяться и чувствовать партнёра, обретая ранее несвойственные для них качества и умения… Это Андрей Афонин, московский эксперт в области доступности и инклюзивности учреждений культуры, специалист по социокультурной реабилитации проводил мастер-класс. Театральный педагог и перформер приехал в Курган со своей замечательной командой, чтобы поделиться опытом, помочь приобрести новые умения и навыки участникам проекта «Инклюзион.Школа.Курган».

Несколько дней шли тренировки-репетиции, где проявлялись проблемы того или иного участника и тогда начинался активный поиск пути к решению этой проблемы.

Как двигаться по сцене, если весь мир у тебя, как у Ани  воспринимается в виде ярких пятен, если они есть, конечно. А куда идти, как ориентироваться, что делать, если всё чёрно-белое, если кажется, что дорога в обычное общество заложена кирпичами? Но в душе то Аня зрячая! И рядом оказываются те, кто поддержит, научит ходить, задаст направление… и вот мир уже не так однообразен и пространство безгранично, как и развитие человека и сердце бьётся учащённо, но не от страха, а от счастья!

Что происходит? Как это происходит, когда негнущаяся нога вдруг сгибается, и Лариса сама встаёт с пола, без посторонней помощи! Это тренинг умелых мастеров и желание Ларисы преодолеть себя. Получилось и это – счастье!

«Я кто…» - так назывался итог перформативного исследования проведённого группами Интегрированного театра «Круг II» из Москвы, (художественный руководитель Андрей Афонин) и Инклюзион. Школа. Курган…  И действительно, я – кто? А ты – кто?

Если ты - «дерево», тебе решать: что важнее – пустить корни или распушить крону? Если ты «отражение» или «искусство», ты должен знать, как тебе двигаться… Если ты дельфин – тебе решать – погрузиться в глубину или выпрыгнуть над водой…  Понять, почувствовать, ощутить, а значит – сосредоточиться, услышать себя, не потеряв при этом тех, кто рядом, на чьё плечо можно опереться и тех, кому нужна твоя поддержка, кто научит тебя ходить, а, может быть, и летать. Поиск формы, родившейся от содержания и появляющаяся уверенность в себе – это результат! Почувствовать общий ритм, соединить биение сердец в один ансамбль, ощутить себя в этом мире и увидеть другого, понять того кто рядом и ощутить себя, может быть не самым важным, но необходимым винтиком, без которого мир замрёт, движение, а значит жизнь, остановится. 

Действие, в котором, на первый взгляд отсутствует сюжет, зрители смотрели затаив дыхание, понимая всю глубину смыслов, заложенных в сценических вариациях.  Музыкально-шумовое оформление, поиск которого шёл параллельно с репетициями, органично поддерживало и дополняло пластические зарисовки, делая спектакль объёмным и многогранным.

Надо сказать, что кроме участников «Школы», встретиться с московским специалистом могли все желающие. Как правило, это были родители детей с особенностями здоровья, которые не только слушали с интересом, но часто вступали в диалог, делились своими мыслями и, конечно, соглашались с тем, что развитие безгранично, что ни один ребёнок с особенностями не считает себя больным, что он должен усвоить, что мир хорош! Всё это называется скучным словом социализация, за которым скрывается удивительный творческий процесс и большое количество труда.

Мамы любят своих особенных детей, хотят помочь им социализироваться. Кто-то получает специальное образование, кто-то (если есть возможность), занимается только детьми… Все мамы заинтересованы в том, чтобы дети их вошли в социум, адаптировались к действительности. Они любят своих детей… и вдруг, после несложного упражнения-теста, многие из них понимают, что перестраховываются, не давая свободы ребёнку, упреждая его желания и решая всё за него… Это было не единственное открытие этих любящих родителей за встречу в «Школе родительского мастерства Андрея Афонина». Родители нацелены на то, чтобы их ребёнок стал полноценным членом общества. Они умеют делать выводы, анализировать, не ждут готовых рецептов и понимают, как им не хватает знаний. Двухчасовое общение для кого-то было сродни мощному мозговому штурму и дало возможность увидеть какие-то вещи под другим углом.

Непритязательный, на первый взгляд, без каких либо эффектов фильм Андрея Афонина «Быть особым родителем» наполнен глубиной осмысления материала автором, который неагрессивно, но очень точно провоцирует зрителей на активную мозговую деятельность. Ряд чётко сформулированных самых важных вопросов заставляет задуматься и проанализировать вещи повседневные, над которыми, порой, и задуматься некогда, ведь сами себе мы вопросы не задаём, а надо... И снова обмен мнениями самых заинтересованных в проблемах особенных детей – их особенных родителей.

Пятидневка в рамках проекта «За горизонт и дальше…»   завершилась тем, что участники и зрители заглянули на много дальше, чем за горизонт. Более того, зрители уходили с чувством, будто им подарили крылья. Маленькие, но теперь от нас зависит – вырастут они или так и засохнут невостребованными.

Спасибо всем за труд, за радость, за творчество и подаренное чувство полёта.

Особое спасибо Оксане Кириевской, благодаря которой вообще появилась в Кургане Инклюзион школа, куда с радостью пришли и продолжают с удовольствием ходить люди, решившие преодолеть себя, насладиться разнообразием и богатством жизни, почувствовав себя счастливым, ведь ни один человек не сказал, что счастье – это не для него.

 Татьяна Андреева. Фото Елены Гончаренко..

Читайте наши новости также в "Одноклассниках""Вконтакте" и на телеграм-канале.

Комментарии

Все новости рубрики Культура