«Параллельная» вселенная

Обзор главных событий фестиваля «Параллели» выбирала наш корреспондент Светлана Тельминова

Завершилась сложная, насыщенная, разнообразная и очень интересная неделя III Международного фестиваля современного искусства «Параллели». Каждый спектакль, каждая творческая встреча оставили теплый след в душе участников фестиваля и, конечно, благодарных зрителей.

За фестивальную неделю в театре побывало почти 1700 зрителей, и это очень большая цифра для такого маленького театра. 33 участника приехали из разных городов нашей страны. По словам директора театра «Гулливер» Елены Третьяковой, совершенно неожиданно перед началом фестиваля выяснилось, что Союз театральных деятелей России впервые поддержал «Параллели» и отправил к нам на фестиваль театрального критика из Москвы Анну Жук. Также на «Параллелях» побывал театральный критик из Екатеринбурга Алексей Кокин. Замечу, что в этот раз мое мнение полностью совпало с

мнением критиков – из всей фестивальной программы я выделила именно те спектакли, которые высоко оценили специали- сты.

«Мизантроп»

Главный герой спектакля Коляда-центра «Мизантроп» Пётр Иванович Вяземский в исполнении Сергея Колесова берет на себя право быть ангелом-мстителем. Он выслеживает парня, оскорбившего его на улице, берет в плен, спрятав в подвале чужой дачи, и начинает воспитывать. Павел, которого играет Константин Итунин, почти все действие лежит завернутым в ковёр, поначалу с заклеенным ртом, не имея возможности говорить, вынужденный только слушать. Вяземский задаёт вопросы, на которые

Павел не может ответить, учит его жизни, а потом еще и математике, и это тоже можно отнести к пыткам – знаниями. Но возможно ли силой заставить человека измениться? По- степенно Павел снимает защитную маску в виде агрессии, обращённой против слу- чайных прохожих, а монолог Вяземского превращается в монолог Павла. Перерождение пленника происходит буквально на глазах зрителей.

– Может быть, для достижения цели все средства хороши? – размышляет Алексей Кокин. – Месть – древнейшая из эмоций, и никуда от этого не деться. Для меня эта история утопическая, я не могу представить, чтобы кто-то из моих знакомых оказался на месте этих учителя и ученика.

Мнения зрителей разделились: одни согласились с критиком, другие считают, что поведение главного героя обусловлено тем, что он запутался в собственных пси- хологических проблемах.

«ERROR»

Одним из самых ярких участников фестиваля стал театр современного танца из Челябинска, представивший два спектакля. Театр под руководством Ольги Пона на протяжении 16 лет был номинантом премии «Золотая маска» и дважды получал главную награду. Поразила удивительная пластика танцоров Дениса Чернышова и Кристины Леоновой, отточенные движения и отличная акробатическая подготовка. В спектакле «ERROR» героиня запуталась в разноцветных нитях. Возможно, это нити судьбы или навалившиеся проблемы – каждый видит по-своему. Неожиданно она начинает вытягивать такие же нити из одежды своего партнера, будто забирая его энергию. В итоге танцор сбрасывает одежду с нитями, словно вторую кожу, а девушка остается с клубком в руках.

В танцевальном спектакле «Год без любви» Дмитрий Чегодарь и Рафаэль Тимербаков показывают нам однообразие повседневной суеты, когда каждый день похож на другой, если в жизни нет любви.

Спектакль удачно дополняют музыка группы «Бигуди» и фоном идущие строчки из произведения Евгения Гришковца «…я прожил год без любви».

«Наташина мечта»

Популярная пьеса современного драматурга Ярославы Пулинович «Наташина мечта» не раз ставилась в российских театрах. Печальную историю девочки-подростка из детского дома, совершившей преступление из-за несчастной любви, на «Параллелях» представил молодеж- ный театр «Новая

сцена-2» из Белгорода и талантливая молодая актриса Анастасия Оболенцева. Зрители и критики единодушно назвали этот душещипательный спектакль главным событием фестиваля. Настя Оболенцева практически полтора часа удерживала внимание зрителей, заставляя сопереживать, смеяться и плакать вместе с ней. В финале актриса

опрокинула на себя таз с водой, вымыла пол белоснежным свадебным платьем, а затем надела испачканное платье на себя, будто поставив крест на своей жизни.

– Я не могу поверить, что эта актриса не получила профессионального образования, – говорит Анна Жук, – она удивляла, она сумела с помощью своей энергии вылететь из штампов известного текста.

Полностью согласен с коллегой и Алексей Кокин:

– Этот спектакль мне понравился безоговорочно, с ним я ложился спать.

Также критики восхитились проектом театра «Гулливер» «Добрый мультик своими руками», высоко оценили поэтические баттлы, спектакль «Срочно требуется друг» студии современного танца «Рестарт» из Кургана и полюбившиеся многим зрителям читки пьес молодого драматурга из Екатеринбурга Валерия Шергина. Обе пьесы – «Тюмень с улыбочкой» и «Правила» – Шергин читал вместе с гулливеровцами.

Актуальные проблемы, хлесткий юмор и яркие образы обеспечивают неизменный аншлаг на читках модного драматурга.

«Сон в летнюю ночь»

Впервые в фестивале «Параллели» принял участие театр «Michael Chekhov Studio» из

Санкт-Петербурга, который представил спектакль-тренинг «Сон в летнюю ночь». Он не был отмечен критиками, и все-таки этот странный и необычный проект нельзя

не упомянуть. Театр использует метод известного театрального педагога Михаила Чехова, который на практике мало применяют в России. По мнению руководителя театра Елены Кузиной, театральное образование порой не помогает актерам, а мешает.

– Для нас не существует разделения актеров на самодеятельных и профессиональных, в нашей школе мы перемешиваем пятнадцатилетних детей, которые первый раз выходят на сцену, и народных артисток, приезжающих из других городов, – рассказывает Кузина. – Я зрителям «такого ежа под череп» подсовываю, а потом они подходят и спрашивают, кто из артистов заслуженный, и мне очень приятно говорить, что они не угадали.

Главными героями постановки «Сон в летнюю ночь» стали боги, феи, эльфы и… клоуны, неизвестно откуда взявшиеся в произведении Шекспира. Повеселив публику, они снова переоделись в шекспировских персонажей и продолжили театральное действо. Полное отсутствие декораций и необычная подача сделали этот спектакль непохожим на все остальные.

Светлана Тельминова. Фото Марины Бурнашовой.

 

Комментарии

Оставить комментарий

Создать яркий мюзикл – задача сложная, особенно когда в его основе - фильм «В джазе только девушк

Крылья – символ единения сильных и слабых, здоровых людей и тех, кому очень нужна поддержка.

110 лет назад кооперация из Кургана сумела добиться мировой известности и огромных прибылей

В Курганском театре драмы продолжаются репетиции нового мюзикла - «В джазе только девушки»

Все новости рубрики Культура