Погружение в оперу

Евгения Сотникова дала блистательный концерт на сцене Курганской областной филармонии.

Увидев на афише имя оперной певицы Евгении Сотниковой, я вспомнила её яркое выступление, состоявшееся много лет назад на Дне города Кургана. Тогда юная артистка зажигательно исполняла популярные хиты в дуэте с Еленой Темниковой. Тут же возникла мысль: было бы здорово, если бы их заметил какой-нибудь московский продюсер... Сегодня Евгения покорила своим сильным голосом Европу и Америку, но осталась при этом всё той, же хрупкой и скромной девушкой. «Упоительный отроческий тембр», «эфирный, невесомый голос», - так отзывается о творчестве певицы иностранная пресса.

Накануне нашего интервью Евгения Сотникова дала блистательный концерт на сцене Курганской областной филармонии.

-              В Кургане я получила море позитивных эмоций, такой большой концерт я даю в родном городе впервые. Меня пригласили выступить на родине еще год назад, я посмотрела свое расписание и постаралась сделать так, чтобы это стало возможным.

Начало пути

-              Евгения, расскажите, как начался ваш творческий путь?

-              В детстве я училась игре на фортепиано в курганской музыкальной школе №4, увлекалась эстрадным и джазовым вокалом. Пела в хоре под руководством Аллы Галушко, параллельно выступала на городских площадках. Я была очень зажатым ребенком, в то же время меня всегда тянуло на сцену, хотелось найти себя, раскрыться. После школы я поступила в музучилище на дирижерско-хоровое отделение, попала в класс к Лидии Алексиевской и начала с ней заниматься вокалом. Однажды на втором курсе я поехала на вокальный конкурс в город Иваново. Он проходил в двух номинациях - «Академиче-ское пение» и «Эстрадный вокал». Хотела попробовать себя в качестве эстрадной певицы, а Лидия Владимировна предложила обкаать на конкурсе академическую программу - как раз накануне нашего экзамена в музучилище.

-              Тогда и случился переход от эстрады к опере?

-              Видимо, да. Я участвовала сразу в двух конкурсных номинациях и привезла гран-при по «Академическому пению». В жюри была московская профессура, и победа стала неожиданной, в первую очередь, для меня самой. Вернувшись в Курган, я начала серьезно заниматься вокалом. Даже не могла себе представить, что стану оперной певицей! Благодаря Лидии Алексиевской, которая разглядела во мне способности, я поступила в Санкт- Петербургскую консерваторию. Проучилась там пять лет, на предпоследнем курсе участвовала в Международном конкурсе имени Чайковского в Москве. После удачного выступления меня пригласили в московский театр «Новая опера», где я стала солисткой.

 

Дебютировала в роли Татьяны в опере «Евгений Онегин». Полтора сезона я проработала в театре и могла бы сделать неплохую карьеру в Москве, но поехала на вокальный конкурс в Дрезден, где взяла спецприз. После этого получила два очень заманчивых предложения - участие в молодежной оперной программе-2009 в Большом театре и в Оперной студии Баварской оперы. Конечно, каждый российский оперный певец мечтает петь на главной сцене страны, к тому же я не знала иностранных языков, поэтому долго не могла принять решение. И все-таки мы с супругом (композитором Андреем Стойчевым) решили, что надо ехать в Мюнхен, пробовать, изучать другую культуру, открывать новые возможности. Нисколько не жалею об этом.

Знакомство с языками

-              Как вы преодолевали языковой барьер?

-              Я уехала в Германию в конце 2009 года, немецкого не знала, немного помнила английский из школьной программы. Но окружающие были очень доброжелательны ко мне, и я учила каждый день новые слова. Сразу окунулась в потрясающую атмосферу, ведь в Баварской опере поют все мировые звезды оперной сцены. В рамках молодежной программы каждый год отбирают восемь певцов со всего мира, дают возможность участвовать в спектаклях, петь вместе с известными артистами, учиться у лучших преподавателей мира, которые работают с такими звездами, как Анна Нетребко, Элина Гаранча. Я пела со знаменитыми оперными певицами Красимирой Стояновой, Весилиной Казаровой, Барбарой Фриттоли, а также с Михаэлем Фолле и многими другими. Очень интересно наблюдать, как они поют, как относятся к своей роли. Такое счастье находиться в этих великих стенах и выходить на эту легендарную сцену. В Баварской опере началась моя международная карьера, и когда я прихожу туда, то чувствую, что этот театр для меня родной.

Мне приходилось петь на немецком языке с соответствующим акцентом, это очень сложно, коучи высокого класса по немецко

му работают над каждым твоим словом. Примерно за два года я освоила английский и немецкий языки. Если хочешь, чтобы режиссер и дирижер тебя понимали и, в первую очередь, если хочешь понимать их, ничего не остается, как ускорить темпы изучения языков. За эти два года я закончила молодежную программу и мне предложили остаться в штате театра.

-              На каком языке вам интереснее петь?

-              Я люблю петь на итальянском и французском языках. Приходилось петь и на чешском, и на староголландском. Мой последний проект - дебют в Нью-Йорке с оперой на староголландском языке. У меня была партия, которая длится полчаса. Я исполняла роль монахини, жившей в XII веке. По манускриптам, которые сохранились, современный композитор из Амстердама Луи Андриссен написал оперу «Материя», а поставил ее легендарный режиссер Хайнер Геббельс. Премьера состоялась два года назад на большом фестивале современного искусства в Германии, затем нас пригласили в Америку. Мне было очень интересно работать над этой ролью, сама структура музыкальной ткани очень необычна. Я так счастлива, что мне довелось поучаствовать в этом спектакле!

Певица и актриса

-              Вам приходится не только петь, но быть еще и драматической актрисой?

-              Да, без этого никак. Сейчас наступила эра музыкальных режиссеров. В консерватории у нас были уроки актерского мастерства, которые нам давал Эрнст Романов, но новый проект и новая роль приносят что-то новое. Каждый режиссер - это новая вселенная, ты погружаешься в этот мир и он захватывает тебя. Кстати, в Нью-Йорке спектакль «Материя» проходил в огромном, как стадион, здании. На сцене присутствовали живые овечки, было интересно наблюдать, как они себя ведут под медитативную музыку, об этом газета «Нью-Йорк таймс» даже написала отдельную статью.

-              Что вам ближе - современная или классическая опера?

-              Мне ближе классика, очень нравится Моцарт, я бы хотела исполнять больше его произведений, люблю французскую оперу. Приходилось петь в опере Россини «Вильгельм Телль» роль Джеми. Я играла роль мальчика, очень необычный для меня опыт.

-              Что для вас сложнее петь в техническом плане - современную оперу или классическую?

-              К каждой опере надо просто найти свой ключик. Постановочный период обычно длится 1,5-2 месяца. До этого идет очень большая работа - надо все выучить, перевести, чтобы понимать значение каждого слова, а к премьере показать результат.

-              Какие роли у вас любимые?

-              Мне нравится Лейла в «Искателях жемчуга» Бизе, Илия в «Идоменее» Моцарта. Очень хочется спеть Джульетту в опере «Ромео и Джульетта» Гуно на французском языке или в «Капулетти и Монтекки» Беллини. Вот такие лирические, светлые образы я очень люблю воплощать. Нравится Татьяна в «Евгении Онегине». Сейчас я работаю над ролью Графини в «Свадьбе Фигаро», предстоит дебют в скандинавских странах - Дании и Швеции. Сейчас я пою как приглашенная солистка в разных театрах Европы. Между проектами приезжаю в Мюнхен, закрываю одни ноты и тут же открываю другие, иду к коучу, разучиваю новую партию, собираю чемоданы и еду. Это в лучшем случае, а в худшем - приезжаю, перепаковываю вещи и уезжаю снова, но пока мне очень нравится ездить по Европе и по всему миру.

-              Есть ли певцы, на которых вы равняетесь?

-              Конечно. Приходилось петь с такими замечательными певицами, как Красимира Стоянова - это потрясающая болгарская певица. Она известна на Западе так же, как Анна Нетребко. Есть вершины, к которым можно стремиться всю жизнь. Бывает, что какой-то известный дирижер говорит всего лишь одно слово, но оно такое точное, что сразу понимаешь, что нужно делать. Такие люди меня очень вдохновляют.

-              Евгения, вам не хочется вернуться в русскую оперу?

-              Если позовут, то конечно, с удовольствием. Сейчас я работаю над этим вопросом, ведь я очень мало пою в России. Потихоньку исправляюсь, вот приехала в Курган с сольным концертом и очень счастлива, что это, наконец, случилось на родной земле.

-              Слушаете ли вы музыку помимо оперы?

-              Я слушаю всю хорошую музыку - это может быть и популярная, и джаз - все жанры, если сделано красиво и талантливо.

-              Есть ли у вас совместные проекты с мужем?

-              Мы работаем над проектом «Классический кроссовер» - это известные произведения в современной обработке. Мы не хотим себя ограничивать в жанрах, поэтому выбрали песни, которые остаются любимыми на протяжении многих лет. Одна из таких песен - «Улетай на крыльях ветра». Совместить оперу и современную музыку очень сложно, это должно быть очень гармонично, но мы уверены, что у нас все получится.

Источник: 
Светлана Тельминова

Комментарии

Все новости рубрики Культура