Дню учителя посвящается...

Мел, доска и любовь к детям

День учителя, наверное, один из самых знаковых и добрых осенних праздников. Он так или иначе касается каждого, не только тех, кто принимает в этот день подарки и поздравления. Он напоминает о детстве, опадающих листьях и запахе книжных страниц. И конечно, о том, что личность каждого из нас слагалась и строилась через обучение новому – в школе ли, в университете, дома за справочниками и монографиями или через повседневный опыт, наполненный маленькими открытиями. В погоне за этим новым мне удалось попробовать учительскую профессию на себе.

Так уж вышло в наступившем учебном году, что я, по совместительству с основной, журналистской, работой, оказалась учителем истории в одной из зауральских школ. Я окончила университет три года назад и часто думала о том, что с тех пор так ни дня и не проработала по специальности. В моем дипломе значится: «историк, преподаватель истории», больше половины моих одногруппников преподают в школах по городам и селам России, а я пишу статьи. В том числе и об учителях. На интервью с педагогами и на встречах выпускников я вижу спокойных и жизнерадостных интеллигентных людей, которые, кажется, часами готовы обсуждать учебники, новые образовательные стандарты, нестандартные ответы детей и родительские собрания. Мне казалось, что это особая каста людей, которые всегда узнают своих по каким-то особым манерам и взгляду. И конечно, хотелось прикоснуться к этому миру, попробовать педагогическое бытие, запах мела и свежевыкрашенных парт.

Несмотря на красный диплом и почти законченную кандидатскую диссертацию устроиться в школу оказалось неожиданно тяжело. А говорят, не хватает молодых педагогов! В роли учителей, что, наверное, логично, хотят видеть преподавателей со стажем и категорией, а не позавчерашних выпускников без опыта работы с детьми. Да и не хватает не просто учителей, а специалистов по конкретным предметам – как правило, английскому и русскому языкам, математике, естественным наукам и учителей начальных классов. Так что нынешним одиннадцатиклассникам, решившим поступать в педагогические вузы, нужно учитывать этот фактор. В общем,

конкуренция среди историков оказалась довольно высокой. Но, в конце концов, мне повезло, и я подписала трудовой договор, обязывающий меня дважды в неделю погружать в тайны древнего мира и средневековых королевств ребят из пятых и шестых классов.

И тут началось самое интересное: встреча моих идеалистических представлений и реальности. Со стороны, казалось бы, ничего сложного нет: главное, знать предмет, уметь хорошо говорить и не бояться это делать. Ну и любить детей, разумеется. Учитывая опыт работы в университете и постоянную работу со словом, я решила, что у меня проблем не будет и все пойдет, что называется, как по маслу. Но не тут то было! Секрет профессии учителя, оказывается, совершенно в другом. Можно быть хоть академиком, ходячей энциклопедией, кладезем историй, но поделиться знаниями не получится, прежде чем вы волшебным образом не заставите угомониться бушующую детскую энергию – угомониться и потечь в нужном вам направлении, то есть к тем самым знаниям. На первом уроке этот хаос энергии меня во всех смыслах слова оглушил и продолжал это делать даже когда все успокоились, заинтересованно глядя на незнакомую учительницу, рассказывающую о Хлодвиге Меровинге и разрушенном варварами Риме. Он грозился захватить меня целиком, когда с десяток рук тянулись вверх, а их обладатели подпрыгивали на стульях, почти вставая на ноги, чтобы ответить на вопрос по материалам прошлого урока. И то же самое происходило, когда желающих отвечать не находилось, когда класс записывал домашнее задание или разбегался на перемену.

Наверное, умение работать с детьми приходит с опытом, главное не сдаваться. Но я убедилась, что быть учителем – это действительно призвание. Уверена, образование и стаж решают далеко не все. Чтобы стать не просто транслятором знаний, а педагогом с большой буквы, нужно, прежде всего, самому быть цельной личностью с твердыми принципами, спокойным и твердым характером. Дети чувствуют внутреннюю силу так же тонко, как и беспокойную дисгармонию. И если в первом случае они уважают и слушают учителя, каким бы маленьким он не казался внешне, то во втором хаотичность их энергии только усиливается, дисгармонируется под стать педагогу, будь он хоть Арнольдом Шварцнегером семи пядей во лбу.

Примерив учительскую роль на себя, я поняла, что учителя – настоящие учителя – заслуживают поистине огромного уважения и благодарности. Они не просто дают знания – они создают людей, воспитывают граждан. Причем делают это бескорыстно, учитывая скромность заработной платы, в которой я успела убедиться на личном опыте.

День учителя профессиональным праздником для меня так и не стал. Но его значимость возросла неизмеримо.

Марина Перова.

Комментарии

Оставить комментарий

В Зауралье пройдет «горячая линия» с начальником УМВД России по городу Кургану Маратом Юсуповым

В Кургане 8 декабря показали фильм «В погоне за нулём – нуль отходов» режиссёра Кристофера Бивера

Все новости рубрики Общество