Еда живая и мертвая

...

Мы частенько слышим, что некоторые сорта сливочного масла не соответствуют требованиям, в Интернете пишут, что часть сыра – откровенная подделка, пользователи соцсетей активно обсуждают шоколад, который производят с серьезными нарушениями технологии, а на прилавках все чаще встречаются винные напитки вместо настоящего вина. Список можно продолжать бесконечно.

Всегда ли торговые сети прислушиваются к пожеланиям покупателей и к мнению экспертов, мы попытались выяснить в разговоре с Натальей Сергеечевой, заместителем начальника отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Курганской области.

- Мы с большим уважением и доверием относимся к продукции местных товаропроизводителей. Но есть и конкретные не очень приятные примеры – будь то истории с фальсифицированным молоком или тушенкой, в которой мало мяса. Это, безусловно, заставляет задуматься над тем, что мы едим и какие вредные вещества сегодня можно обнаружить в продуктах. С экранов телевизоров до нас ежедневно доносят, что в икру, макаронные изделия, джемы, зелёный горошек, сок производители нередко добавляют красители. Как вы считаете, почему так происходит?

- Все вещества, которые вносятся в пищевые продукты, прошли обязательную оценку подтверждения соответствия безопасности и только после этого допущены к применению. Если они используются в рекомендуемых количествах, то они не наносят вреда здоровью человека. Если мы говорим именно о показателях безопасности, которые установлены техническими регламентами Таможенного союза, а это микробиологические показатели или загрязнение химическими веществами, то удельный вес такой некачественной продукции не превышает пяти процентов. То есть мы можем говорить о том, что продукция, которая находится в обороте на потребительском рынке Курганской области, безопасна.

– Правительство РФ разработало стратегию повышения качества пищевой продукции до 2030 года, Роспотребнадзор принимал в этом концепции?

– Планируется установить определенные критерии качества, которые должны обязательно соблюдаться. В настоящее время производитель сам может выбирать нормативный документ, по которому выпускает продукцию. Он вправе разработать технические условия, выбрать рецептуру продукта, этикетку, упаковку, оборудование.

- О том, что розничная торговля закрывает глаза на некачественный, а то и небезопасный продукт, информирует и система государственного мониторинга «Роскачество». В ее обязанности входит проверка товаров и продуктов на соответствие официальным ГОСТам и стандартам. Как вы можете это прокомментировать?

– Ну, возможно, система «Роскачества» и помогает выбрать потребителю качественный товар, но она не может подменить систему государственных органов. Роспотребнадзор проводит собственный мониторинг качества и безопасности пищевой продукции. Лабораторные исследования проб мы делаем не только на предприятиях торговли, но и в социальных учреждениях, на пищеблоках, а также при проверке непосредственно самих производителей. Вопрос информирования потребителей мы считаем очень важным, в нашем управлении работает сайт 45.rospotrebnadzor.ru. Также действует портал федеральной службы rospotrebnadzor.ru. Кроме этого, создан государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей zpp.rospotrebnadzor.ru.

–Приверженцев правильного питания с каждым годом все больше. При выборе продуктов они ориентируются не на их стоимость, а детально изучают состав. Как вы думаете, почему люди вот так перенаправились?

– Люди озабочены состоянием своего здоровья, это нормально. В первую очередь питание должно быть сбалансированным, полноценным, и каждый человек вправе выбирать, какие продукты он хочет употреблять.

- Зачастую жители нашей страны думают, что крупные торговые сети строго контролируются государственными надзорными органами, поэтому им можно доверять. Или это заблуждение?

– Если раньше мы могли проводить плановые проверки предприятий не чаще чем один раз в три года, то сейчас применяется риско-ориентированный подход. Предприятия, которые одномоментно могут причинить большой вред населению, могут проверяться чаще. У нас основная цель – не наложить административный штраф, а пресечь и предупредить нарушение. Специалист обязан выдать предписание к устранению выявленных нарушений и проверить его исполнение в установленный срок. Могут проводиться проверки при обращении потребителя о нарушении его прав. Но в этом случае потребитель сначала должен прийти с претензией непосредственно к продавцу или к изготовителю.

– Наталья Сергеевна, скажите, пожалуйста, насколько охотно производитель идет навстречу после того, как Роспотребнадзор выявил определенного рода нарушения? Порой ведь ему проще заплатить небольшой штраф и продолжать свою деятельность «по накатанной».

– Предписание, которое выдается органом Роспотребнадзора, обязательно к исполнению. Сейчас, если мы говорим о суммах административных штрафов, то в сфере оборота пищевых продуктов эти суммы значительно увеличены законодателем. Теперь административный штраф на должностное лицо - от 20 тысяч рублей, на юридическое – от 100 тысяч, а за повторное нарушение этих требований возможно применение административного штрафа до 1 млн рублей. И торговые сети, и производители стараются выполнять обязательные требования. Может, вы даже сами заметили. Я,

например, хожу в магазин и вижу, что ситуация изменяется в лучшую сторону. Если раньше у нас в обороте была только молочная продукция, то сейчас производитель уже сообщает, что продукция произведена с применением растительных жиров, то есть появился сметанный продукт, молочный продукт, творожный продукт. На прилавках можно найти спреды, которые раньше назывались просто сливочным маслом.

– Что можно сказать, если сравнить число нарушений в этой сфере?

– Если в 2016 году нашим управлением было внесено 35 уведомлений о выявлении некачественной продукции, то в 2017 году мы внесли 13 таких уведомлений. Кроме этого законодатель возложил обязанность на торговые сети, на продавца, на производителя осуществлять непосредственно свой производственный контроль, в том числе и лабораторный. Поэтому на каждом предприятии должна быть разработана программа производственного контроля, где заложен определенный механизм, что должен сделать производитель или продавец, чтобы принять товар, признать его качественным, и только после этого выложить на прилавок. Серьезные торговые сети и серьезные производители дорожат своей репутацией.

– Вспомним истории, к примеру, как житель Брянска обнаружил в банке с бычками в томате резиновый предмет, в Уфе купили орехи с молью, москвич, нарезая батон хлеба, и вовсе наткнулся на сантехническую прокладку для водопроводного крана. Наверняка, в Курганской области тоже встречаются подобные находки. Расскажите подробнее, пожалуйста.

– Да, конечно, находки встречаются, и граждане активно обращаются в управление, помогают нам выявлять нарушения. Особенно граждане помогли, когда мы работали по выявлению спиртосодержащей продукции. Если говорить конкретно о пищевых продуктах, то обращения поступают, разумеется. От общего числа это порядка 15 процентов: не понравился цвет, вкус, запах, размер шрифта или упаковка. Также жители нашего региона находили и посторонние предметы. Я не скажу, что таких случаев много. Находят части технологического оборудования, какие-то пластиковые обломки.

– Чаще всего продукция, на которую жалуются, произведена на территории нашего региона или привезена откуда-то?

– Обращения касаются и завозной продукции, и продукции местного производителя, но, когда мы начинаем разбираться, выясняется, что не всегда сам потребитель был внимателен при выборе товара: он думал, что покупает один товар, а на самом деле приобретает совершенно другой. Например, несколько обращений касались мяса птицы. При разморозке из куриных окорочков выделялось много влаги. Когда мы стали рассматривать эту жалобу, оказалось: на этикетке написано, что продукт приготовлен инъекционным методом, то есть производитель ввел в него определенный

раствор, чтобы придать вкусовые свойства, также было сказано, что мясо готовится непосредственно без размораживания.

– Как правильно подойти к выбору продуктов, на что следует обращать внимание?

– В первую очередь необходимо обратить внимание на условия хранения продуктов. Если это скоропортящийся продукт, то, конечно, он должен храниться в условиях холода, можно даже проверить температурный режим. В большинстве магазинов на холодильном оборудовании сейчас установлены термометры. Следующее – необходимо внимательно изучить упаковку, посмотреть название. Иногда мы думаем, что покупаем сметану, а на самом деле можем купить сметанный продукт. Состав продукта нужно внимательно изучить. Обязательно проверьте срок годности, целостность упаковки. Кроме того, потребитель имеет право попросить у продавца документы, подтверждающие качество и безопасность продукта.

– Если человек недоволен качеством приобретенных продуктов, куда в первую очередь ему обращаться, что может грозить производителю и магазину, в котором куплен товар?

– Это будет зависеть от того, на что конкретно жалуется гражданин. Если вопрос относительно качества товара или обслуживания в магазине, то есть относятся к сфере защиты прав потребителей, то сначала потребитель направляет в адрес продавца или производителя письменную претензию, указывает, что его не устраивает. В соответствии с законом в течение 10 дней потребитель должен получить ответ. У нас на рассмотрении документы находятся до 30 дней. К нарушителю может быть применен административный штраф. Возможно и административное приостановление деятельности, оно назначается судом. Кроме того, при выявлении некачественной и опасной продукции мы вправе изъять ее из оборота с последующей ее утилизацией.

Екатерина Черепанова. Фото Марины Бурнашовой.

Комментарии

Все новости рубрики Общество