Как научиться жить

...

Внутри детского учреждения, временно взявшего ребенка под свою опеку, воспитанники не ощущают особых проблем. Да и в дальнейшем они находятся в состоянии ожидания, что государство им будет помогать и во взрослой жизни. 

Однако на самом деле жизнь выпускников вне специализированного учреждения выдвигает перед ними такие проблемы, которые они не всегда могут преодолеть самостоятельно. Порой дети­сироты, начиная взрослую жизнь, получая неслыханное богатство – собственную квартиру, не умеют элементарно содержать ее в порядке, не обладают навыками пользования бытовыми приборами. Но беда еще в том, что это касается не только стороны их быта, но и отношения к работе и учебе, сохранения своего здоровья, организации свободного времени, траты денег и других немаловажных повседневных вещей. По статистике, только 10% бывших воспитанников удаётся адаптироваться в обществе. Можно ли научить таких детей основам человеческого бытия, чтобы они не скатились вниз по социальной лестнице? Видимо, можно. И доказательство тому – ежедневная кропотливая систематичная работа по социальной адаптации детей в областном социально­реабилитационном центре для несовершеннолетних.

В 2014 году реабилитационный центр впервые стал победителем конкурса социальных проектов, который проводился Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

– Мы представили проект «Открытие комнаты социально­бытового ориентирования для подростков, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации», – рассказывает директор реабилитационного центра Валентина Горбунова. – По итогам конкурса получили грант на 812,6 тысячи рублей, что позволило нам реализовать уже на практике свой проект. В конце сентября текущего года наступает срок его конечной реализации.

По словам руководителя детского учреждения, главной целью проекта было создание оптимальных условий для организации успешной социализации несовершеннолетних, профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства.

За время реализации программы центр провел массу мероприятий, в которых приняли участие 74 воспитанника­подростка, 25 родителей, 10 специалистов и 20 добровольцев.

Одним из главных стало проведение занятий в комнате социально­бытового ориентирования. На занятиях «Секреты успеха ведения семейного хозяйства» подростки должны были освоить правила ведения домашнего хозяйства, а также научиться формировать семейный бюджет. Занятия проводились еженедельно. Кроме того, воспитанники знакомились со справочно­информационными системами, учились планировать и рассчитывать будущий семейный бюджет.

Во время практических занятий «Техника – помощница в доме» первое, чему учили ребят, – это уход за домом, наведение в нем чистоты и порядка. Воспитанники осваивали навыки стирки и глажки белья, мелкого ремонта одежды. На других занятиях ребята учились правилам пользования бытовой техникой: холодильником, стиральной машиной, моющим пылесосом и т.д.

Программа «Встречаем гостей» познакомила подростков с семейными традициями гостеприимства. Ребята получали навыки приготовления блюд, сервировки стола,  узнали о традициях  гостеприимства.

– На занятиях происходило поистине увлекательное знакомство с современной кухонной утварью, такой, как микроволновая печь, миксер и кухонный комбайн. Для многих такие приборы были в диковинку. Однако к концу курса ребята научились делать различные бутерброды, готовить салаты, коктейли, да и правильно сервировать стол, – говорит Валентина Алексеевна. 

Запоминающимися мероприятиями стали дни открытых дверей в социально­реабилитационном центре, которые регулярно проводились. В назначенный час в центр могли прийти члены семьи воспитанников. Здесь их ждала выставка поделок, выполненных руками ребят. Гостям предлагался показ презентаций воспитанников­подростков по результатам обучения в рамках проекта, заполнение членами семей книги отзывов.

День открытых дверей заканчивался совместным чаепитием и общением родителей с детьми, проходящими курс социальной реабилитации.

– Что мы имеем в итоге? – переспрашивает меня Валентина Горбунова. – Самое главное, наши воспитанники получили навыки, которые им пригодятся в повседневной жизни. Важно и то, что по результатам наших наблюдений  у восьми семей, а это примерно 33 процента, просматривается положительная динамика в преодолении конфликтных внутрисемейных отношений. 

Сергей Игнатов.

Комментарии

Все новости рубрики Общество