Калейдоскоп традиций. Магические дни

Святки – основной зимний праздник на Руси.

Они длились почти две недели – с 6 по 19 января, от празднования Рождества Христова до Крещения. Святки считались в народе молодежным праздником. В это время на вечерках собиралась молодежь на выданье – водили хороводы, гадали на суженого.

Но эти дни считались магическими и были любимы многими народами. Уместно напомнить, как отмечали их коренные жители России.

Удмуртский праздник «Вожодыр» переводится как «перекресток времени» и длится, как и Святки, с 7 по 19 января. Первоначально это слово обозначало, очевидно, запретное, табуированное время, так как в этот период запрещалось работать, особенно строго соблюдался запрет на стирку. В эти дни удмурты старались любой ценой договориться со злыми духами – вожо, чтобы спокойно жить рядом с ними весь следующий год.

Непременные атрибуты праздника – ряженые, исполнение песен под «аккомпанемент» печной заслонки, хождение из дома в дом, гадания, угощения. Люди наряжались для того, чтобы духи приняли за своего и не навредили. Чтобы запутать вожо наверняка, мужчины надевали женскую одежду, а женщины мужскую. Лица прикрывали маской. Ряженые, взяв в руки плетки, ловили прохожих и валяли их в снегу – чтобы духи повеселились.

Чтобы узнать у духов о будущем, ходили туда, где вожо много – на перекресток дорог, в баню, сарай или заброшенный дом. Очертив круг, прикладывали ухо к земле и внимательно прислушивались. Будет слышен звон колокольчиков – жди свадьбы, раздадутся глухие удары – жди беды.

Чуваши отмечали Кăшарни (зимнюю неделю) – праздник зимнего солнцестояния. После введения христианства он совпал с русскими святками и Крещением. В это время по деревне обязательно ходили ряженые:

разыгрывали комические сценки из деревенской жизни и изображали побивание чужих людей, отгоняя от поселения нечисть. Для проведения кăшарни молодые люди нанимали какой-нибудь дом и варили в нем так называемое девичье пиво. Для этого со всей деревни собирали солод, хмель, муку и все необходимое для угощения односельчан. Гостей по этому случаю приглашали даже из соседних деревень.

За день до Крещения молодые девушки собирались в этом доме, варили пиво и стряпали пироги. Вечером на угощение собирались гости. Благословив молодых на счастливую жизнь в наступившем новом году, старики вскоре расходились по домам, а молодежь проводила этот вечер в увеселениях. В полночь, когда деревня засыпала, начинались гадания: в поле или на перекрестке дорог.

Кряшены (этноконфессиональная группа в составе татар волжского и уральского регионов) праздновали «Качману» (Крещение). В деревнях женщины собирали снег со стогов. Старушки – для того, чтобы отбеливать холстину, а девушки – чтобы отбеливать кожу лица. Верили, что, умывшись этим снегом, девушка становится очень привлекательной. Снег, собранный в крещенский вечер, считали целебным, им лечили различные недуги. По поверьям, крещенский снег мог даже в засушливых колодцах сохранить воду на весь год. В южной Карелии святки обозначаются словом synnynmuа – буквально «земля сюндю». Слово Syndy буквально переводится как «рождение», в заклинаниях это слово выступает в значении «дух-хозяин». Все гадания у карел в святки назывались «слушать Сюндю»(святочную старуху). Центром святочных «слушаний» была прорубь. Множество форм гаданий было связанно именно с водой.

Святочные духи у карел – чаще всего темная невидимая сила, представляющая угрозу для жизни людей. В средней Карелии бытовало поверье, что Сюндю поднимается из проруби в шкурах и перекатывается по земле вслед на нарушившими правила гадания.

Время январских гаданий у якутов называется «Танха». По якутским поверьям, с 7 по 19 число из проруби выходят в Средний мир черти из Нижнего мира (сюллюкюны). Иногда они начинают проказничать, поэтому в старину многие люди боялись выходить ночью, а детям запрещали даже выглядывать в окна. На окнах и дверях жилья они ставили кресты из четырех лучин или рисовали глаза лошади. Во время Танха запрещали громко кричать и шуметь.

Якуты считают, что именно в это время приоткрывается завеса Судьбы – Джылга. Поэтому, в эти дни начинали гадать – у проруби, в лошадином стойле или в доме у очага.

14 января проводили обряд очищения для 40-летних людей, так как считалось, что в этом возрасте они особо уязвимы от воздействия злых сил. Гостей угощали холодными блюдами: строганиной, замороженной печенью оленя и кусочками мороженого мяса жеребятины.

Отмечают эти дни и тюркские народы. Татары и башкиры празднуют Нардуган, что в переводе с тюркского означает «рожденный солнцем» и символизирует языческий культ солнца. Праздник начинается в день зимнего солнцестояния и символизирует пробуждение природы и торжество жизни. Основные празднования разворачиваются вместе с увеличением светового дня и усилением солнца, когда, по поверьям, ослабевает действие темных сил. Праздник символизирует пробуждение природы и торжество жизни. Ряженые с обрядовыми песнями ходили по домам, желая всем радости, здоровья, достатка. Их угощали, как и на святочных колядках. В Нардугане также присутствуют гадания, характерные для святочных праздников.

Подготовила Татьяна Маковеева.

Комментарии

Оставить комментарий

В Курганской области проходит информационно-профилактическая акция «Зауральцы – против наркотиков

Все новости рубрики Общество