Каждому народу – по Дедушке Морозу

Страна у нас огромная, народов проживает почти две сотни, поэтому и Дедов Морозов в России не один

В карельском городе Олонец даже проходят регулярные игры Дедов Морозов. Любимые всеми белые старцы выступают с концертными номерами, посещают детские дома, школы, участвуют в шуточных спортивных состязаниях.

Русский Дед Мороз – великий языческий бог, персонаж славянских сказок – олицетворение зимних морозов, метелей и снегопадов, дух зимы, повелитель стужи и холода, снега и ветра. Он дважды спасал Русь от врагов, одолев две мощные армии – Наполеона и Гитлера.

Узнать русского деда Мороза можно по одежде. Как правило, это статный пожилой мужчина с белой бородой до пояса, одетый в длинную боярскую шубу до земли, на ногах валенки. На голове у настоящего Деда Мороза боярская шапка, а не красный колпак. Очков у Деда Мороза нет.

Русский Дед Мороз обязательно держит в руках посох в виде прямой палки, на ней может быть набалдашник-звезда, но не закругленный посох, как у католического епископа. Передвигается наш дед по земле, точнее, по пушистому снегу на тройке коней, символизирующих три зимних месяца. Подарки наш оставляет под елкой, а раздавать их помогает ему внучка Снегурочка.

В Якутии Дедов Морозов вообще два. Первый – Эhээ Дьыл – отвечает на письма детей, рассылает сувениры. Женат на госпоже Зиме – Хотун Кыhын. Дочерей зовут Саасчаану (Весна), Сайыыну (Лето), Куhуунэй (Осень). Есть даже внуки – Хаарчаана (Снегурочка) и Тыалчаан (Ветерок). У Эhээ Дьыла нет оленьей упряжки, ездит он на быке.

Второй морозный волшебник из Республики Саха – Чыысхан, что по-якутски значит «холодный, пронизывающий ветер». По сути, Чыысхан – главный среди всех Дедов Морозов, потому что живет в самом морозном

месте на Земле – на Полюсе холода! Но при всей своей строгости Чыысхан совсем не жадный и готов делиться стужей со своими коллегами по дедморозному делу.

Бурятский и калмыцкий Саган Убугун (Белый старец), пожалуй, самый деловитый из Дедов Морозов. Он не только разносит подарки в новогоднюю ночь, но и заботится о животных, отвечает за здоровье, долголетие и плодородие. По легенде, Саган Убугун родился уже столетним стариком с длинной белой бородой. Так высшие боги наказали его мать за то, что она пренебрегла ими, не напоив их водой.

В Древних бурятских мифах его называют супругом Земли. Его культ был распространен у монголоязычных народов более двух с половиной тысяч лет еще до буддизма. Саган Убугун покровительствовал семейному благополучию, долголетию, счастью, богатству, продолжению рода, плодородию. Он владыка гор, земли и воды, повелитель диких зверей, людей и домашних животных, духов земли и воды.

Отличительными чертами Саган Убугун являются белые одежды, четки на шеи и своеобразный волшебный посох, на вершине которого находится голова мифического водяного чудовища (макара). Прикосновение к посоху Белого старца дарит долгую жизнь. Поздравления и подарки Саган Убугун дарит вместе с Матушкой Зимой, зовут её Тугэни Энёкэн.

Ямало-ненецкий Ямал Ири – седовласый старец, одетый в типичную для своего региона одежду – малицу и кисы из оленьей кожи, пояс, украшенный костью мамонта. Седые волосы заплетает в косу. Передвигается на оленьей упряжке и нартах, но при необходимости заменяет их современным снегоходом. Помимо посоха у Ямала Ири есть бубен – источник энергии, щит от нечистой силы и плохих мыслей. С его помощью он проводит волшебные обряды, отгоняет злые силы, помогает осуществить мечту, исполнить желание, приобрести счастье.

Есть у него и постоянная прописка – посёлок Горнокнязевск Приуральского района в 15 километрах от Салехарда.

Удмуртского Тол Бабая (холод-старца) сопровождают помощники: леший Нюлэсмурт, кикимора Обыда и водяной Вумурт. Этот Дед Мороз носит за плечами коробку с найденными целебными растениями. Тол Бабай - фольклорный герой. Согласно легенде он самый младший из великанов, живших на Кар-Горе. Когда на горе появились люди, великаны спрятались, а Тол Бабай не успел и остался один. Долго скитался он в окрестностях Кар-Горы, изучил язык зверей и птиц, узнал целебные силы растений. Однажды зимой он встретился с детьми, которые не испугались, а подружились с ним, играли, смеялись и веселились. В благодарность великан одарил детей подарками. Теперь каждый год Тол Бабай дарит детям новогодние подарки, которые носит за спиной в берестяном коробе.

Волшебной силой обладает и его посох: тот, кто к нему прикоснется, получит исполнение желаний в Новом году. Шуба удмуртского Деда Мороза – фиолетовая – это любимый цвет его родины – Шарканского района. В руках погнутый посох – он много ходил по белому свету, и посох сильно погнулся. К людям Тол Бабай приходит не только на Новый год. Все 365 дней в году он рядом, рассказывает людям о природе своего любимого края, о целебных растениях, зверях и птицах.

Башкирский и татарский Кыш Бабай – мифический герой, живущий в чудесном лесу, в селе Новый Кырлай Арского района в музейном комплексе известного татарского поэта Габдуллы Тукая в 80 километрах от Казани. Кыш Бабай со своей свитой встречает гостей в опочивальне, где стоят сказочные шептуны, в которых можно нашептать заветное желание. Кыш Бабая можно узнать по особым приметам. На нём синий или зелёный кафтан с национальными орнаментами, золотой пояс, вместо шапки мохнатая тюбетейка, на ногах сапоги из овечьей шерсти. Кыш Бабай достаёт подарки детям из красивого расписного мешка.

У него большая свита из 14 сказочных персонажей. Прежде всего, дочка – Кар Кызы, Баба Яга – Убырлы, Зухра и Тахир (герои восточной легенды о любви), Златовласка – Алтынчэн, Батыр и Шурале (герои сказки «Шурале» Габдуллы Тукая), шайтаны (черти), снеговики.

Карельский Паккайне (Морозец) – самый молодой российский Дед Мороз. Его даже трудно назвать дедом. Это молодой, весёлый, вечно холостой парень, у которого даже нет бороды, но есть подруга Луминайне. Появился он в сказочном мире в 1999 году в Олонце.

На праздник Паккайне облачается в красную шубу и красную накидку, а в обычный день надевает синий кафтан. На голове – красная шапка. На поясе небольшой мешочек с различными сувенирами.

Всемирный казачий Дед Мороз – новый сказочный персонаж, он появился в России 5 лет назад. Его задача – не только дарить детям новогодние и рождественские подарки, но прививать им любовь к Родине, приобщать к истокам национальных традиций и духовности, помогать сиротам и детям-инвалидам. Прародителем образа является святитель Николай Чудотворец, а прототипом - воин-патриот Илия Муромец.

По легенде казачий Дед Мороз жил и не тужил в своей пещере Вечной мерзлоты под Железноводском. Но главный Дед Мороз страны, проезжая из Великого Устюга заглянул на Ставрополье и попросил младшего брата помочь ему в важном деле – развести подарки детям.

В облачении казачьего Деда Мороза присутствуют детали национального казачьего костюма: терская папаха, эполеты, аксельбант, газыри, башлык, шашка и кинжал. Сопровождает его внучка Снегурочка, мальчик-Новогодник, скоморохи, казак с казачкой, ручной медведь.

И это еще не все Деды Морозы, живущие в России! Есть еще мордовский Нишке, чувашский Хĕл Мучи, казахский Аяз-ата, узбекский Корбобо, кабардинский Уэс Дадэ, марийские Йушто Кугыза и Лумудыр, алтайский Соок-Таадак, калмыцкий Аав Киитн. Все разные, как и народы, которые они представляют, но дружные, как одна семья.

Подготовила Татьяна Маковеева.

Комментарии

Оставить комментарий

Все новости рубрики Общество