Всем миром – на мировой рынок

Крупнейшая кооперация Сибири не только производила масло.

Были у нее собственная типография и газета, магазины и лавки для сельского населения и даже пароходство. Союзу Сибирских маслодельных артелей 27 ноября исполнилось 110 лет. Создал его купец Александр Балакшин, уроженец города Ялуторовска Тобольской губернии. Маслом он стал заниматься не сразу.

Отец-основатель

Все началось с того, что в 1872 году Александр Николаевич переехал в Курганский уезд, арендовал небольшой участок земли для сельского хозяйства и основал в деревне Старо-Сидорово (современная Логовушка) крахмало-паточный завод. В 1897 году Александр Николаевич открыл в Зауралье отдел Московского общества сельского хозяйства и два маслодельных завода. А через четыре года возглавил в Кургане первую организацию по устройству маслодельных кооперативных товариществ – она занималась экспортом сибирского масла за границу без скупщиков и экспортёров. После революции 1905—1907 годов организацию пришлось закрыть, но ее успех доказал выгодность кооперации, благодаря чему и был создан Союз Сибирских маслодельных артелей. Кроме того, Александр Балакшин организовал в регионе первую метеорологическую станцию, много раз избирался гласным Курганской городской думы, так что доверие местных жителей к нему неслучайно.

На всю Сибирь

В ноябре 1907 года в конторе Александра Балакшина на окраине города Кургана уполномоченные 12 маслодельных артелей основали новую организацию – «Союз Сибирских маслодельных артелей» с учредительным капиталом в 20 тысяч рублей. По уставу каждый должен был внести 10 рублей вступительных и 100 рублей паевых. Участники договорились о равноправии и обязались сдавать все производимое масло в союз, а через него получать припасы, материалы и прочие товары. При невыполнении этих пунктов нужно было выплатить неустойку в размере 500 рублей. У союза была четко организованная администрация, а также инструктора по маслоделию и счетоводству, браковщики, счетоводы, конторщики и другие служащие.

В первый год было открыто пять контор Союза: в Кургане, Петропавловске, Челябинске, Барнауле и Бийске, а торговый оборот организации равнялся двум миллионам рублей. Через два года открылись склады для хранения масла в Новониколаевске, конторы в городах Ялуторовске, Троицке, Камне, Чанах, Татарке. В 1912 году в союз стали входить не отдельные артели, а сразу целые маслодельные районы.

А ледников не хватает!

Благодаря созданию союза улучшилось качество продукции – он снабжал свои артели лучшими сепараторами, комбинированными маслобойками, жестяной посудой того времени. В результате цена на союзное масло на зарубежных рынках превысила стоимость остального на 50 копеек за пуд.

Союз работал над качеством доставки масла от заводов до контор. В процессе продукт три раза отбраковывался по стобалльной шкале: в конторе при приемке, при перегрузке на пароход, идущий в Британию, и в Лондоне.

Однако сохранялись проблемы, связанные с железнодорожной транспортировкой масла до портового города Виндавы. В первую очередь они были связаны с нехваткой и устаревшим оснащением железнодорожных вагонов-ледников. Не хватало холодильников и на местных станциях, чтобы охладить масло перед погрузкой, и в результате оно часто портилось и теряло товарные качества.

Магазин и пароход

Кроме своих прямых обязанностей союз оказывал агрономическую помощь местным жителям. Так, в 1913 году он выделил по пятьсот рублей на каждый район – деньги потратили на устройство теплых скотных дворов, закупку племенного скота и семян для опытных полей. В Кургане у маслоделов была собственная типография, где издавались просветительские брошюры и другая печатная продукция, в том числе еженедельная «Народная газета».

Через артельные лавки союз торговал товарами первой необходимости, открыл оптовый склад для бакалеи, бытовой химии и других продуктов. К концу 1913 года число союзных лавок возросло до 502 с общим оборотом порядка 4,5 миллиона рублей. При этом лидировал по Сибири Курганский район.

Открыть новую лавку при союзной артели было очень просто: если имелось помещение, союзный склад отпускал необходимые крестьянам товары на сумму до двух тысяч рублей в кредит под масло. Дела помогали вести грамотные приказчик и инструктор, в результате за год кредит гасился полностью.

На благо местных жителей сыграл еще один аспект деятельности союза. Большую роль в транспортировке масла играло судоходство. Поэтому, когда в 1913 году обские судовладельцы в два раза подняли стоимость фрахта, союзное правление стало создавать собственное пароходство. Тарифы сделали ниже, чем у конкурентов, и союзные суда стали пользоваться популярностью для перевозки как грузов, так и пассажиров.

***

Постепенно Союз Сибирских маслодельных артелей пришел к относительно децентрализованному управлению. Александр Балакшин переехал в Лондон, где стал заниматься распространением сибирского масла в других странах. Маслодельческие районы, входящие в союз, получили автономность. И хотя артели по-прежнему числились членами единого союза, фактически он состоял из десяти районных союзных объединений, в которых решались все вопросы производства масла и контроля за его качеством. Сам союз ведал только крупными торговыми операциями и транспортировкой продукта.

Марина Перова.

Комментарии

Оставить комментарий

Все новости рубрики Общество