Я как Ленин. А вы?

О Кургане и его жителях говорят во Вьетнаме. Ни один русский город не обсуждают так детально.

Поводом к нему послужило выступление доцента Курганского госуниверситета Татьяны Козельчук на Международной научной конференции в городе Ханое.

У нас в стране и области столетие революций – февральской и октябрьской – обсуждается весь этот год. Но мы часто зацикливаемся на «месте происшествия» исторических событий и запаковываем их значимость в масштабы этого места. А на самом деле известный по одноименному фильму «эффект бабочки» срабатывает в мире ежесекундно, не говоря уже о моментах, переворачивающих судьбу целой страны. Масштабное мероприятие в Республике Вьетнам – свидетельство этому. «От Октябрьской революции 1917 года в России к революционному движению во Вьетнаме: историческое значение и современность» – так звучала общая тема конференции. Помимо секции историков на ней отдельно работали русисты и вьетнамисты.

Нашу страну представляли руководитель Федерального архивного агентства Андрей Артизов, президент Российского государственного гуманитарного университета Ефим Пивовар, руководители Общества российско-вьетнамской дружбы, историки из Москвы, Ростова, Владивостока, Кубани и других городов России. От Кургана к дальневосточным товарищам ездили преподаватели исторического факультета КГУ Татьяна Козельчук и Николай Колесников. Участие Зауралья в таком престижном мероприятии относят на счет складывающейся в течение нескольких лет дружбы нашего университета и города Ханоя.

– Для вьетнамцев Октябрьская революция в России – это святая тема. Там до сих пор большое уважение к Владимиру Ленину. Отношение к российско-вьетнамской дружбе трепетное и искреннее, нас встречали очень тепло. Вьетнамцы, как мне показалось, верят, что идут правильным путем, - говорит Татьяна Козельчук.

Пробуждение Азии

О влиянии революционного движения в России на ситуацию в странах Востока как раз говорил Николай Колесников. В своем докладе «Пробуждение Азии как мир-системный феномен» он провел аналогию между ленинскими статьями, посвященными пробуждению Азии, и работами современного социолога и философа Иммануила Валлерстайна.

– Я обосновываю тезис о том, что понятие «пробуждение Азии» не было придумано Владимиром Лениным. Статья Ленина об азиатском вопросе вышла в газете «Правда» в 1913 году. Впервые же проблема была публично поднята в газете «Санкт-Петербургские новости» от 18 мая 1907 года в заметке о заседании Общества востоковедения. Речь тогда велась о мусульманских странах, но в данном случае логично распространить эти выводы на Восток в целом, как противоположное Западу пространство, - объяснил Николай Колесников.

Помимо этого в своем докладе он обосновывал современность и актуальность мыслей Владимира Ленина, высказанных более ста лет назад. В подтверждение этому он приводит теоретические построения современного мыслителя Иммануила Валлерстайна.

– Ленин рассматривал революционные события в странах Азии как продолжение всемирного революционного процесса, в частности российской революции. Валлерстайн писал о мировой капиталистической системе как взаимодействии трёх экономических зон: центрального ядра, полу-периферии и мировой периферии. Имперскую Россию он относил к полуперифирии. Именно она запускала процесс брожения в периферийных странах, представленных Востоком.

Жизнь – вне политики

Но особенно вьетнамцев заинтересовал доклад Татьяны Козельчук «Революция и провинция: повседневная жизнь курганцев в 1917 году» – название нашего областного центра прозвучало в Ханое не только как место проживания историков, но и как объект исследования.

– В своем выступлении я рассказала, как простые курганцы воспринимали события 1917 года, и как революция меняла их привычное существование, - говорит Татьяна Козельчук. – Мы с магистранткой Яной Кулигиной пытаемся

показать специфику протекания революционных событий в провинции. И именно в мой адрес прозвучал вопрос вьетнамского товарища.

Вопрос был нехарактерен для научной конференции, но зато показывал силу влияния русской революции. Вьетнамцев интересовало, на чей образ жизни ориентировались курганцы в 1917 году и стремились ли они подражать Владимиру Ленину.

– Мне не хотелось их расстраивать, но как историк я сказала правду: повседневная жизнь – это то, что вне политики. События, конечно, влияли на повседневность, но курганцы тогда еще не осознавали масштабность происходящего, да и Ленина практически не знали. Следовать его примеру могли разве что единицы. Зато чуть позже, в 20-е годы, люди начнут усваивать новые ценности и ритуалы, следовать революционным идеалам, - объяснила Татьяна Валентиновна.

Вьетнамские ученые – очень интересующиеся люди и по теме конференции могут говорить бесконечно, делятся впечатлениями курганские ученые. Единственная возникшая сложность – языковой барьер: было тяжело донести идею через переводчика. Приходилось читать по написанному тексту, а не выступать свободно.

Подмосковные вечера

Владимир Ленин во Вьетнаме воспринимается как учитель Хо Ши Мина, который приезжал в Советский Союз в 1923 году.

– Он мечтал встретиться с Владимиром Ильичом, но успел только на его похороны, – рассказал Николай Александрович. – В страшный мороз в тонком демисезонном пальто он простоял три часа у гроба вождя революции и сильно простудился.

Возложение цветов к памятнику Ленина и посещение резиденции Хо Ши Мина входило в программу обязательных мероприятий для участников конференции.

– Было ощущение, будто я попала в свое советское детство, – признается Татьяна Козельчук.

Однако, говорят историки, социализм во Вьетнаме существует на уровне лозунгов и идеологических установок, а в реальности там капитализм с правом частной собственности и достаточно либеральной экономикой.

– Ханой напоминает времена новой экономической политики в Советской России, когда идеология говорит о бесклассовом обществе и отмирании денежных отношений, а вокруг кипит торговля. Он полон контрастов. Трущобы, грязь и пыль соседствуют с шикарными гостиницами и ресторанами, которые неожиданно появляются на улицах и ослепляют огнями. Там почти нигде нет тротуаров, транспорт движется сплошным потоком – байкеры и скутеристы в масках и вьетнамках, как в фильмах. Они не соблюдают правил и не пропускают пешеходов – приходилось идти и махать руками, чтобы тебя объехали. А если тротуары и есть, то они очень узкие и заставлены бытовыми предметами, - говорит Татьяна Козельчук.

Как рассказали путешественники, во Вьетнаме очень дорогая земля, потому дома строят узкие и у самой дороги. На первом этаже делают гараж, магазин или ресторанчик. На втором живут родители. Когда женится сын, надстраивают еще этаж, и так далее. Единого архитектурного ансамбля нет. Балконы завешаны бельем. А вся жизнь вьетнамцев проходит на тротуаре возле дороги. Они здесь делают маникюр, стригутся, кушают, разговаривают. Но есть и новый Ханой с большими улицами и высотными домами в 40–50 этажей: там ценятся квартиры наверху, где более свежий воздух.

– Это другая страна, культура, менталитет. И поскольку я занимаюсь востоковедением, воспринимать и фиксировать в сознании ее особенности – моя профессиональная обязанность, - говорит Николай Александрович. – Конечно, мое любопытство далеко не было исчерпано. Хочется увидеть всю страну и поближе познакомиться с людьми. Кстати, многие вьетнамцы учились в СССР, знают русский язык и поют наши песни, в основном 50-х годов. Например, очень популярна «Подмосковные вечера» - ее часто крутили по радио.

Ревизия ценностей

Встречали и организовывали конференцию во Вьетнаме сотрудники Российского центра науки и культуры в городе Ханое и представители Общества российско-вьетнамской дружбы.

Мероприятие проходило с 22 по 26 ноября и началось с торжественной церемонии открытия совместной выставки Росархива и Госуправления по делопроизводству и архивному делу МВД Вьетнама. Некоторые из представленных документов впервые увидели свет после рассекречивания. Выставка была посвящена Хо Ши Мину, его участию в Коминтерне и политической деятельности в целом.

– Я увидел написанный от руки протокол выступления Григория Зиновьева на первом Съезде стан Востока в сентябре 1920 года – мероприятие, про которое я уже давно собираю источники, – поделился впечатлением Николай Колесников.

Мы порой недооцениваем значение происходящих в нашей стране событий не только в масштабе нашей истории, но и всемирной, считает историк. А сегодня, в связи со столетним юбилеем, начинается ревизия ценностей.

Марина Перова.

Комментарии

Оставить комментарий

Все новости рубрики Общество