Первые плоды «шахматного образования»

Марат Исламов: «Шахматы – мощный инструмент в развитии интеллектуального потенциала Зауралья»

12 декабря 2017 года в новой современной школе села Уксянского Далматовского района состоится финал областного фестиваля «Папа+Мама+Школа+Я=Шахматная семья». Фестиваль ежегодно проходит в рамках проекта «Интеллектуал Зауралья». Участие в нем принимают 26 команд шахматистов из всех районов области, городов Кургана и Шадринска – победители муниципальных этапов, а также специалисты системы образования, реализующие проект. Предоставляем слово координатору проекта, д.э.н., заместителю председателя областной Думы, заместителю секретаря регионального отделения партии «Единая Россия» Марату Исламову.

«Шахматы» – не самоцель

Восьмой год в Зауралье реализуется проект «Интеллектуал Зауралья», а тенденцию видеть в шахматах спортивную игру мы так и не изжили и в учительской среде, и среди специалистов администраций.

В публикациях по проекту слова «игра», «соревнование», «турнир», «победа» – почти в каждой. И гораздо меньше внимания уделено развитию мышления, логики, умению находить решение непростых задач.

Есть отчеты о вручении свидетельств выпускников шахматного всеобуча, но нет информации о том, удалось ли учителям добиться у детей развития способности «действовать в уме», нестандартно мыслить? Удалось ли детям, получившим шахматное образование в начальной школе, успешно проявить себя в средней и старшей? Именно этого ждем мы от учителей, которые с помощью шахмат развивают интеллектуальные способности юных зауральцев.

Из года в год ставя задачи, мы рассчитываем на более весомые улучшения в понимании проекта «Интеллектуал Зауралья» и учительской средой, и администраторами. Сегодня ситуация осложняется: в России появился новый учебно-методический комплект, ориентированный на начальную школу, курс «Шахматы в школе». И кому-то он уже кажется более интересным, но вот вопрос: а чему мы должны учить наших детей? Шахматам? Или все-таки развитию мышления? Для того чтобы понять, что это не одно и то же, нужно прочесть работы Игоря Сухина, автора курса «Шахматы – школе». Цель школьного шахматного образования – другая. Напомню цель нашего проекта: максимально используя потенциал шахмат, содействовать полноценному интеллектуальному развитию и социализации детей и подростков в Зауралье.

Три пятилетки

Первая пятилетка (2010-2015 годы), «дебют» проекта, далеко позади. В этом году мы проходим экватор второй пятилетки, которую сравнивают с самой трудной частью шахматной партии – «миттельшпилем». Важно не потерять вектор развития, выполнить ориентиры, заложенные в паспорт проекта на 2015– 2020 годы.

Проведенный Департаментом образования и науки Курганской области мониторинг показывает, что число школ, где шахматы являются обязательным предметом, не дотягивает и до половины от числа включенных в проект. Ключ к решению этой задачи – рекомендации Министерства образования и науки РФ по введению в программу школы предмета «Шахматы», как части предметной области “Математика и информатика”. Сегодня министр образования и науки Ольга Васильева все чаще говорит о том, что шахматы должны войти в каждую школу.

Нуждается в развитии тема взаимодействия с родителями. Важно показать родителям высокую вероятность потенциальной успешности ребенка, получившего общее шахматное образование, а не медали и кубки,

Перспективы

В апреле 2018 года мы проведем в Кургане научно-практическую конференцию, на которой подведем итоги текущего года реализации проекта.

Думаю, что зауральские учителя предложат к обсуждению интересные доклады. В мае состоится традиционный конкурс учителей начальных классов, преподающих шахматы.

К Курганскому педагогическому колледжу, который с 2015 года ввел спецкурс «Шахматы» для студентов – будущих учителей начальных классов, теперь присоединился и Мишкинский педагогический колледж. А вот высшая школа в Зауралье пока не проявила себя.

Развитие проекта продолжается, более 15000 зауральских учеников обучены основам шахматной игры, сейчас они учатся уже в средней школе, осваивают другие науки. Пользуются ли они навыками логического мышления, анализа, поиска вариантов решения, которые дали им уроки шахмат? Приходит время пожинать плоды сделанного. Это нужно понять и увидеть результат – в интеллектуальном развитии зауральских детей.

Комментарии

Оставить комментарий

В гостях у редакции ветеран машиностроения и депутат Областной Думы V созыва Николай Морковкин.

Все новости рубрики Персона