Курс ЦБ: USD$ 90.41EUR 98.3
09:15     29 мая 2023
Филиалы / Служба информации «НМ»

Почётный гражданин Далматовского округа Владимир Муратов отпраздновал юбилей

Фото из архива редакции.

Учёба, спорт и труд — важнейшие составляющие успешного обучения и воспитания школьника. В этом уверен отличник народного просвещения, заслуженный учитель школы РСФСР, почётный гражданин Далматовского района Владимир Иванович Муратов, которому 15 мая исполнилось 85 лет. В честь славного юбилея коллектив его родной Кривской школы подготовил праздник. Череда поздравлений прерывалась воспоминаниями, ведь большинство из сотрудников – педагоги и технический персонал – начали свой трудовой путь под руководством Владимира Ивановича, немало среди них и его учеников.

Первый опыт

В это трудно поверить, но, как рассказал Владимир Иванович, того, что он поступит после окончания школы в педагогический вуз, никто из его учителей не ожидал. Занимался он хорошо и имел прочные знания, но в то, что когда-либо станет учителем, на тот момент не верил, пожалуй, даже сам студент.

– Первый педагогический опыт случился у меня на практике, – вспоминает Владимир Иванович. – Урок математики. Объяснил тему, стал вызывать ребят к доске решать примеры. Урока прошло минут 25, а примеры у меня уже закончились, пришлось придумывать на ходу. Ребята решали с азартом. Мы увлеклись и не заметили, как подошло время звонка. Преподаватель меня потом долго ругал за то, что не подвёл итог урока, не выставил отметки детям. А учитель защищал. Поставили тогда мне за урок удовлетворительно.

За другой урок – физику – будущий педагог уже получил оценку «хорошо». С этапами урока здесь тоже было не всё в порядке, зато, несмотря на возникшие трудности, опыт, продемонстрированный перед учениками, удался. После этого первого опыта студент понял, что может стать учителем.

Работать Владимир Иванович начал на последнем курсе института. Преподавал математику  в  Песчано-Колединской школе. Сложности, с которыми  молодой специалист неожиданно  столкнулся  в начале своей трудовой деятельности, его не испугали. К примеру, в школе не оказалось обещанного директором  опытного наставника, а напротив, выяснилось, что предмет не ведётся уже долгое время из-за отсутствия  специалиста. Молодому педагогу  дали ещё и классное руководство в шестом классе, что тоже ко многому обязывало. Работал. Дети его полюбили, коллеги стали уважать.

Здесь он встретил свою будущую супругу Нину Ивановну. Умный, эрудированный коллега привлёк внимание девушки. Завязались отношения, вскоре молодые педагоги поженились. В браке они уже 63-й год.

Кривская школа

В 1961 году Владимир Иванович окончил институт и был призван на срочную службу в ряды Вооружённых сил. После его возвращения из армии супруги планировали жить и работать в Свердловской области, а пока Нина Ивановна  с сыном переехала в Кривское, где жили её родители.  Там и работала в школе.

Планы молодых педагогов не исполнились. Кривская школа остро нуждалась в учителе математики, и Владимира Ивановича после службы упросили хотя бы год поработать. Привыкнув к детям, школе, коллективу, Владимир Иванович шесть лет преподавал здесь математику и физику, а потом был назначен директором. В этой должности он проработал 40 лет.

По воспоминаниям Владимира Ивановича, началось всё с заготовки дров. В 1968-69 учебном году получилось так, что школа осталась без дров, поэтому зимой мужчины-учителя ездили в деляну. И первого мая, в день своего назначения директором, Владимир Иванович организовал учителей и  учащихся на заготовку дров для нового учебного года. Это была первая задача, которую решил новый руковдитель. Вторая – печи, которые были сложены студентами и плохо обогревали. Директору стоило немалых усилий найти печника. Но и с этим он справился. Третьей проблемой был интернат, где жили дети из других деревень.  Он размещался в нескольких помещениях, и условия проживания в них не соответствовали санитарным нормам.

– К своему стыду, – говорит Владимир Иванович, – за шесть лет работы в школе, будучи классным руководителем, я ни разу не сходил посмотреть, как живут мои ученики. Проблему надо было срочно решать. Помог директор совхоза, выделил стройматериал, и на территории школы построили новый интернат.

Трудности были и в учебном процессе. Приходилось разыскивать детей, которые не ходили в школу, не хватало педагогических кадров.

Взамен старинному зданию школы и деревянному, построенному в 1959 году, нужна была новая школа. И её начали строить в 1975 году, завершив строительство за два года. Постепенно расширялась и материальная база.

Одним из главных достижений Владимир Иванович считает сформированный им сплочённый, высокопрофессиональный коллектив единомышленников, с которыми многое удалось воплотить в жизнь. В первую очередь  создать авторскую школу, в которой была сформирована система работы в режиме полного дня в условиях сельской школы. Он считал, чтобы дети хорошо учились, им нужно и трудиться, и заниматься спортом.

 Уроки физкультуры в каждом классе проходили ежедневно. В школе была создана хорошая спортивная инфраструктура: спортзал, стадион, лыжная база, тир. Кривские школьники  стали  регулярно побеждать на различных спортивных соревнованиях.

Как рассказывает Владимир Иванович, в 1986  году в Далматовском районе прошли финальные соревнования Спартакиады трудящихся. Проходили они на спортивных объектах Кривской школы. Готовясь к этому событию, район оборудовал необхоимым тир и заасфальтировал беговые дорожки на стадионе.

Профобразование

На базе Кривской школы организовали  начальное профессиональное обучение. Мальчики  получали профессию тракториста, девочки учились шить. Был создан политехнический комплекс, включающий комбинированную мастерскую, кабинет механизации сельского хозяйства, гараж для школьных тракторов и автобусов. С 1973 по 2018 год 462 школьника получили  права механизатора.

Работала и производственная бригада. Совхоз предоставил в распоряжение школы трактор, агрегаты и инвентарь.Ребята под руководством педагогов обрабатывали учебно-опытный участок площадью 0,5 га и школьное поле в 25 га. Проводился полный цикл полевых работ, выращивали овощи и зерновые культуры. За ученическим  уборочным звеном были закреплены  пять комбайнов. Четыре года звено работало на уборке, намолотив в общем 36 тысяч центнеров зерна. За первое место в  областном конкурсе производственная бригада Кривской школы получила трактор.

Опытом работы Владимир Иванович  поделился на втором Всероссийском съезде  работников народного просвещения, делегатом которого являлся. О школе писали в газетах. За плодотворное участие в разработке программы развития образования в селе в 1990 году Владимир Иванович был отмечен благодарностью министра образования.

На базе школы работали две областные площадки. В 2007 году Кривская средняя школа стала победителем федерального конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные общеобразовательные программы, и получила грант в один миллион рублей.

Работа на результат

С 1991 по 2022 годы аттестаты о среднем образовании получили 576 человек, 30 из них – золотые медалисты,  40 – серебряные. Получается, что каждый восьмой выпускник окончил школу с медалью. Такими показателями может похвастаться далеко не каждая гимназия. В 2011 году Владимир Иванович Муратов, первый среди директоров школ Курганской области, был награждён почётным знаком  «За заслуги».

 Возглавляя школу, Владимир Иванович уделял внимание и общественной работе. Неслучайно сельчане дважды избирали его депутатом районной думы. Владимира Ивановича и сейчас волнуют проблемы села и района. Он живо интересуется делами родной школы, радуется её успехам. Время, конечно, внесло свою правку, по ряду причин авторская методика  в школе сейчас не применяется, но многие традиции, заложенные Владимиром Ивановичем Муратовым, здесь продолжают жить.