Курс ЦБ: USD$ 85.57EUR 93.61
18:39     17 мая 2023
Видео / Служба информации «НМ»

Стенограмма доклада Вадима Шумкова Президенту Владимиру Путину по ситуации с пожарами в Курганской области и помощи погорельцам

Фото с сайта kremlin.ru.

Текстовая стенограмма и полное видео доклада губернатора Курганской области Вадима Шумкова Президенту Владимиру Путину на совещании с членами Правительства РФ 17 мая.

В.Шумков: 

— Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

В настоящий период на территории региона нет действующих пожаров, режим ЧС снят.

По ЧС, произошедшей 7 мая. На утро 7 мая в регионе действовали семь средних и один крупный ландшафтный лесной пожар в 100 километрах от города Кургана, угрожавший одновременно пяти населенным пунктам. В нескольких населенных пунктах одновременно проводилась эвакуация жителей. На место работ по тушению самого крупного лесного пожара выехал лично с главой муниципального округа ввиду резкого повышения ветровой нагрузки и угрозы перехода пожара в верховой.

Вместе с тем, после 13:00 на фоне 30-градусной температуры, а также ветровой нагрузки до шквалистой произошло возникновение пожаров в черте еще шести населенных пунктов, где проживает 1381 человек, а также в самом городе Кургане, в котором проживает 305 тысяч человек.

При этом наиболее сложная ситуация возникла в селах Плоское и Юлдус, расположенных на северо-западе региона, окруженных лесным фондом, куда пришел верховой пожар, отрезав села от дороги, а также в самом городе Кургане, где три возгорания произошли одновременно – в северной, северо-восточной и южной частях города в районе ТЭЦ-2, поселка Белый Яр, микрорайона Тополя. Все три возгорания произошли в течение одного часа.

Затем в течение пяти часов активной фазы пожара ветер, не снижая скорости, три раза поменял свое направление, а температура с 30 градусов снизилась вечером до семи градусов.

Приданными силами и средствами удалось локализовать и ликвидировать пожары в северной и северо-восточной частях города, не допустив перехода пожара на верховой в районе поселка Белый Яр, а также на соседние с ним два населенных пункта и четыре СНТ.

Трагичнее ситуация развивалась с южной стороны города, где пожар, сопровождаемый шквалистым ветром, от микрорайона Тополя пошел по пойме реки Тобол, с советского периода плотно застроенной садовыми и дачными домиками, развернувшись общей шириной фронта более трёх километров. Ситуация значительно осложнялась отсутствием в этом году разлива, а также снижением уровня осадков – в пять раз ниже нормы.

Указанная пойма представляет собой по факту котловину шириной более пяти километров и длиной порядка десяти километров. С одной стороны котловина имеет границу в виде высокого западного берега реки Тобол и многоэтажной городской застройки, с другой ограничена восточным объездом, за которым находится хвойный и смешанный лесной массив – более 100 тысяч гектаров, в котором также расположены десятки СНТ, населенных пунктов, детских загородных лагерей.

Сама котловина находится намного ниже этих границ, представляя по факту, как я сказал, периодически затапливаемую пойму реки Тобол. Причем в этой ее части исторически расположено 51 СНТ и ДНТ, а также несколько населенных пунктов.

Огонь, распространяясь по этой котловине, в нескольких местах перешел перерезающее ее пополам шоссе Тюнина с высотой насыпи более четырех метров и шириной до 20 метров, а также реку Тобол, а затем, после села Смолино прошел поверх пожарного поезда, стоявшего на пятиметровой насыпи Транссиба в районе железнодорожного моста. Поднять вертолет и самолет Бе-200, дислоцированные в регионе, из-за шквалистого ветра не представлялось возможным.

Далее огонь зашел на территорию поселка Малое Чаусово, где проживает порядка тысячи человек, угрожал микрорайону Восточный – застроен преимущественно также частными деревянными домами и двухэтажками, – в котором проживает более семи тысяч человек.

Затем ветер с юго-восточного резко сменился на северо-западный, огонь, развернувшись, пошел в сторону микрорайонов Глинки, Керамзитный, Затобольный, в которых проживает более 4600 человек, а также на Ботаническое шоссе, за которым, как я и говорил выше, находится сплошной лесной массив с десятками СНТ, населенными пунктами, в которых в летний период проживает до 60 тысяч человек.

При этом вторая «голова» пожара пошла обратно по новому направлению ветра – по невыгоревшей части поймы в сторону райцентра Кетово, огибая его с юго-восточной стороны.

Нами были мобилизованы и привлечены дополнительные средства и силы из числа работников заводов «Курганстальмост», «Курганприбор», «Курганмашзавод», правительства Курганской области.

Благодаря общей работе, а также первому сбросу подоспевшего из Москвы Ил-76 удалось остановить движение огня в восточном направлении по фронту общей шириной порядка трёх километров, не допустив его в вышеуказанный лесной массив, населенный людьми.

Пользуясь возможностью, при Вас, Владимир Владимирович, хочу выразить благодарность за эту работу всем землякам, большую часть которых лично знаю.

К огромному сожалению, как сказал Министр [по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Александр Куренков], в ходе вышеуказанных пожаров погибли люди. В стационар поступило 19 человек, из них двое – дети, Тимур и Артем. С обоими повстречался, подарки от Вас – планшеты и конструкторы – передал, пожелал скорейшего выздоровления. Один к выписке уже готов, второго выпишут в ближайшее время.

Также пострадало 1820 жилых и нежилых строений, из которых 696 являются брошенными либо бесхозными.

В настоящее время с учетом станции Логоушка, в которой случилась ЧС 27 апреля, общее количество граждан всех указанных населенных пунктов, имеющих право на получение выплаты по 10 тысяч рублей, составляет 3653 человека. Получили выплаты уже 2772 человека.

По 50 тысяч рублей в связи с утратой движимого имущества имеют право получить выплаты 2511 человек – выплачено 1268. Выплаты материальной помощи по указанным категориям завершим до 20 мая включительно. Всем семьям погибших выплачивают по 1 миллиону рублей.

Развернуто три ПВР, в которых размещено 94 человека. В больницах на сегодня остаются пока семеро пострадавших. Восстановлены документы более чем 500 обратившимся. Вместе с тем пункты восстановления документов в ПВР, а также на местах ЧС работают постоянно.

Как я упомянул выше, вся территория в Кургане, на которой расположены пострадавшие СНТ и населенные пункты, является затопляемой. Более того, при большом наводнении 1994 года эта территория была полностью затоплена с уровнем воды более 10 метров, то есть там запрещено капитальное строительство любых объектов. Однако подавляющая часть указанных застроек сформировалась по факту еще в советское время. Затем несколько крупных СНТ и ДНТ искусственно раздробились на десятки товариществ, по всей видимости, для того чтобы избегать соблюдения противопожарных норм и правил в части водоемов, разрывов и прочего.

Более того, в части СНТ порядка 50 объектов по факту являются брошенными, имея при этом номинальных владельцев. За исключением села Юлдус, подавляющая часть дачных и жилых объектов гражданами застрахована не была.

Исходя из совокупности перечисленных обстоятельств, правительством региона принято решение в случае утраты дома, являвшегося единственным жильем, предоставлять сертификат по федеральным стандартам и правилам Минстроя России. Кроме того, если гражданин принял решение строиться, он имеет право дополнительно получить субсидирование регионального ИЖК до 700 тысяч рублей на осуществление стройки.

В отношении граждан, для которых дом не являлся единственным жильем, принято решение предоставлять сертификат на 500 тысяч рублей. По утрате зарегистрированного дачного (садового) домика принято решение о единовременной выплате в 100 тысяч рублей.

По утратам дач, которые были зарегистрированы в качестве жилых домов для постоянного проживания, выплата составляет 300 тысяч. рублей. Если же там проживала семья с детьми, также предоставляется сертификат по стандартам Минстроя на приобретение иного жилья либо его строительства. Выдачу сертификатов планируется завершить до 12 июня текущего года.

На случай появления граждан, проживавших без регистрации, а также не имевших на жилье и помещения никаких документов, администрацией города Кургана выделены дополнительные субсидии из резервного фонда в размере 15 миллионов рублей для проведения срочных ремонтных работ в подготовленном маневренном фонде с целью предоставления таким гражданам жилья на условиях социального найма.

Владимир Владимирович, никого не бросим.

На местах ЧС, а также развернутых ПВР в Кургане, Северном, Юлдусе побывал лично по нескольку раз, в том числе с Министром Александром Куренковым. В областной клинической больнице также побывал несколько раз. С жителями общаемся постоянно.

Люди размещены, на питание и медицинское обслуживание ни у кого нареканий нет. Во все пункты в порядке гуманитарной помощи постоянно завозятся одежда, предметы первой необходимости в избытке. По всем местам ЧС организовано проведение работ по разбору завалов за счет резервного фонда Правительства Курганской области с участием наших государственных муниципальных служащих.

Первые перечисления в фонд пострадавшим от ЧС также осуществлены сотрудниками правительства и муниципальных администраций за счет своих зарплат.

Из общения с людьми вытекают спорные моменты о том, кому, какие выплаты причитаются. Некоторым гражданам кажется несправедливым, что сертификат в полмиллиона на не единственное жилье предоставляется всем и не зависит от социального статуса, либо не покрывает их возникшие нужды. У кого-то не совпадает прописка и регистрация пострадавшего объекта, много вопросов с долями утраченного жилья.

Терпеливо общаемся со всеми, всем разъясняем, что гражданам положено в силу действующего закона, а также то, что сертификаты и выплаты на пострадавшие дома и дачи введены нами как чрезвычайная мера реагирования, исходя из ситуации вне зависимости от отсутствия страхования гражданами своих объектов.

Владимир Владимирович, 7 мая при тушении одного лесного пожара мобилизовал сотрудников правительства, сам занимался эвакуацией людей в пригороде города Кургана.

Вместе с тем как руководитель субъекта не даю правовую оценку чьим-либо действиям. Причины указанной чрезвычайно ситуации и ее последствий можно разделить, как всегда, на объективные и субъективные, а также смесь прямых и сопутствующих факторов. Это стихия, и сечение обстоятельств, и, к сожалению, «Его Величество» человеческий фактор.

Отделить одно от другого, определив степень влияния на случившееся, а также расставить точки – работа правоохранительных органов. Эта работа ведется четко, быстро и профессионально. Нет сомнений, что она будет доведена до конца.

В отношении просьб и предложений, если позволите, очень кратко.

Владимир Владимирович, 10 лет назад пять университетов Германии и России провели исследование об изменении климата в районе Западной Сибири.

Работа была завершена выводом о том, что климат претерпевает серьезнейшие изменения, которые в южной части Сибири, где расположена часть субъектов УрФО, происходят значительно быстрее, сопровождаясь острой весенней засухой и недостатком грунтовых вод, приближаясь к условиям северной части Центрального Казахстана.

Уже седьмой год в регионе каждая весна традиционно начинается сухой солнечной весной с резким снижением количества осадков, резким перепадом температуры и шквалистой ветровой нагрузкой. То есть у нас это уже факт.

Кроме того, в Курганской области за последние 30 лет произошло снижение численности населения более чем на 300 тысяч человек, в подавляющем большинстве – сельского, а снижение поголовья КРС – в 9,5 раз.

Указанные факты привели к тому, что на территории региона оказались заброшены более миллиона гектаров сельхозземель, зарастающих сухой травой, а также десятки тысяч брошенных сельских домов, дачных и садовых участков.

Разумеется, ввиду активной урбанизации эта проблема существует не только в Курганской области. Вместе с тем в силу климатических изменений, снижения уровня весенних осадков здесь она проявляется наиболее остро.

За последние три года активной работы нам удалось ввести в оборот более 200 тысяч гектаров сельхозземель, нарастить поголовье КРС более чем в два раза, а также снести и вывести порядка 900 бесхозных строений всех категорий, финансируя эти работы областным бюджетом, а также средствами, направленными на общественные работы. Вместе с тем, масштаб проблем значительно шире.

Учитывая то, что мы сейчас с вами говорим исключительно о срочных мерах, предлагаю [следующее].

Первое. С учетом фактического изменения ключевых условий и пожароопасной обстановки в нескольких регионах УрФО рассмотреть создание здесь усиленной группировки МЧС с приданием им до трех самолетов Ил-76, до трех самолетов Бе-200 и пяти вертолетов Ми-8 со сбросовыми устройствами, а также тяжелой техники с базировкой либо в Екатеринбурге, либо в Кургане. Реконструкцию своего аэропорта мы завершаем в ближайшее время.

Также просим удовлетворить нашу просьбу, с которой мы обращались в прошлом году, по созданию в регионе филиала Авиалесоохраны с группировкой до 100 человек.

Понимая ситуацию, в которой находится страна, предлагаем рассмотреть формирование группировок на мобильной, временной основе, задействовать туда технику и людей из других регионов страны, в которых пожароопасный сезон начинается намного позднее. Страна большая, где-то разгорается только в июне, а у нас самая острая фаза по факту сместилась на апрель и начало мая.

Просим также Министерство ЧС поддержать доукомплектование действующих пожарных частей города Кургана техникой и расчетами до 30 процентов. Также помочь в достройке и вводе [в эксплуатацию] пожарной части (строительство начато в 2012 году) в микрорайоне Заозерный, где уже поживает порядка 100 тысяч человек. Нами введено за три последних года пять новых детских садов, две поликлиники, строится большая школа, бассейн, несколько спортивно-рекреационных объектов, дороги, а также передано под комплексную жилищную застройку более 450 гектаров.

Также я уже упомянул, что мы сейчас сносим только объекты, которые можно признать бесхозными. Вместе с тем большая часть объектов относится к объектам, которые либо имеют номинальных владельцев, в том числе приобретены на средства материнского капитала с использованием мошеннических схем, но по факту являются брошенными в сельской местности, а также выморочное имущество. Очень часто это просто заросшие сухой растительностью избушки либо развалины. В действующих условиях зайти на их территорию невозможно, а выносить предписания и протоколы некому. Бесконечно переваливая эту проблему исключительно на органы местного самоуправления, нередко представленные несколькими немолодыми сотрудниками, и работая лишь контрольно-надзорными полномочиями органами, эту проблему не решить. Ее масштаб также значительно шире.

В этой связи просьба поддержать коллег по Правительству РФ в разработке нормативной базы с целью упрощения сноса фактически брошенных объектов сельских домов и дачных домиков, представляющих собой угрозу, неиспользуемых три и более лет, что подтверждается показаниями учета потребления электричества, в отношении которых нет записи в Росреестре. Значительно повысить сумму штрафов за невыкос сухой растительности для владельцев земельных участков и объектов недвижимости, имеющих свидетельства и записи в Росреестре. Это просьбы самих граждан, с которыми я общался на местах ЧС. Ввести ограничения в рамках действующей дачной амнистии на ввод жилых объектов на территории СНТ (ДНТ), не соответствующих противопожарным нормам и правилам, а тем более относящихся к затопляемым территориям. К сожалению, в ряде мест эта практика стала просто массовой, усугубляя старые проблемы и порождая новые.

Характер дачной амнистии заявительный, кроме заявления требуется лишь два вида простых документов, которые заявитель делает сам. В результате мы получаем большое количество жилых домов и капитальных объектов там, где не соблюдаются никакие противопожарные нормы и правила и где обычным порядком строить нельзя.

С начала дачной амнистии, с 2006 года, в пострадавших территориях (являющихся по факту затопляемыми, напомню) зарегистрировано 2707 объектов по разным основаниям, часть которых является жилыми домами. При этом их размещение осуществлялось в СНТ и ДНТ – либо уже не существующих по факту, либо не соответствующих противопожарным нормам и правилам.

Также просим удовлетворить наши предложения, направленные в Правительство РФ в 2020 году, о запрете приобретения на средства материнского капитала жилых объектов, вводимых в СНТ и ДНТ, а также по факту брошенных сельских домов. Для подтверждения состояния объектов предлагается ввести упрощенную процедуру комиссионного удостоверения с подписями сотрудников Пенсионного фонда, МЧС и сотрудников органов местного самоуправления с формированием простого файла-досье, включая фото- и видеоматериалы по каждому приобретаемому объекту, и уже его комиссионное признание соответствующим для проживания семей с детьми. Это поможет пресечь схему работы «черных риелторов» с масштабным хищением средств государства и Пенсионного фонда.

Также просим поддержать Правительство РФ в части доработки нормативных регулирующих документов Минэнерго и службы Ростехнадзора для более четкой регламентации случаев превентивного отключения сетевых и инфраструктурных объектов энергоснабжения определенных категорий в условиях усиления ветровой нагрузки, а также тех объектов, которые изначально не соответствовали требованиям, для снятия их проблем. Речь как раз идет о бесхозных жилых объектах, а также СНТ и ДНТ, которые по факту не обслуживаются, либо обслуживаются фиктивно. Такие решения мы принимаем в региональных ЧС, но нужна дополнительная ведомственная регламентация федерального уровня.

Кроме того, предлагается ввести упрощенную процедуру рубки леса с целью формирования противопожарных защитных полос на границах населенных пунктов, расположенных в лесном фонде, а ширину самих полос с 30-ти и 50 метров соответственно расширить до 100 метров. Так, только в Курганской области 56 населенных пунктов находятся в лесу. Уверен, у других субъектов ситуация еще тяжелее.

На сегодня при переходе пожара в верховой, что с усилением ветровой нагрузки, к сожалению, стало нередким, спасать такие населенные пункты крайне сложно. Туда нередко ведет одна дорога и та через лес, что крайне усложняет любые эвакуационные мероприятия. Действующая процедура рубок через внесение изменений в схему территориального развития сложна, затратна и занимает до двух лет.

Кроме того, она позволяет проводить рубки в отношении эксплуатационных лесов. В отношении защитных категорий либо иных лесов механизм практически не исполним.

Во избежание возможного злоупотребления предлагается также в отношении таких населенных пунктов ввести упрощенный порядок проведения рубок леса на ширину формирования защитной полосы и противопожарного разрыва путем официального выездного комиссионного решения органов МЧС, местного управления, лесников и природоохранной прокуратуры с подготовкой по факту актов фото- и видеофиксации.

С коллегами из Рослесхоза мы разговор регулярно ведем, но, к сожалению, сегодня в отношении защиты лесов и памятников природы инструмента реально нет. К сожалению, есть обратная уголовная практика, когда глава, получив предписание МЧС, его выполняет и получает решение суда об осуждении – в отношении защитных лесов.

Также, Владимир Владимирович, просьба от граждан усилить ответственность за намеренные поджоги. В прошлом году, когда мы вышли с инициативой увеличения штрафа, Вы поддержали нас, за что Вам огромное спасибо.

Вместе с тем, к сожалению, остаются лица, которых штраф не останавливает. Так при патрулировании лесных территорий мы периодически находим специальные закладки хвороста и горючих материалов. В настоящее время уголовная ответственность наступает лишь в случае причинения вреда, смерти потерпевших либо крупного ущерба. Однако в случае ландшафтного пожара ущерб установить вообще не представляется возможным, а поджигателям, даже если их поймают, грозит лишь административный штраф.

Поэтому предлагается ввести за намеренные поджоги сухой ландшафтной растительности или леса уголовную ответственность в отношении установленных лиц санкциями в виде штрафа либо исправительных работ вне зависимости от наступившего ущерба; а также расширить полномочия сотрудников полиции с участием патрульной группы в части осуществления задержания указанных лиц.

Владимир Владимирович, заявка на оказание финансовой помощи из Резервного фонда Правительства РФ нами подана 8 мая. На сегодня сумма, уточненная по ликвидации всех последствий, составляет 2,5 миллиарда рублей.

Прошу нас поддержать. Мы сегодня работаем с лимитом областного фонда. Мы не свернули и не будем сворачивать ни одну программу, включая социальные программы: строительство и ремонт школ, объектов здравоохранения.

Надеемся на Вашу поддержку, понимая непростую ситуацию в стране. Поддержку наших военных, мобилизованных добровольцев также осуществляем в прежнем режиме.

Доклад закончен.

В.Путин: Спасибо. Основательно подготовились. Спасибо большое.

Многие вещи мы уже годами обсуждаем. К сожалению, их решение откладывается и откладывается до новых стихийных бедствий. Но спасибо за то, что сказали об этом. Надо будет обобщить.

Источник: kremlin.ru